«Россия была, есть и будет сильной парусной державой». Босс яхтенной федерации Джиенбаев — о самом главном

Сергей Джиенбаев — наш легендарный яхтсмен: свои первые шаги он делал еще в сборной СССР, а затем стал лидером российской команды, не раз выигрывая чемпионаты страны, был главным тренером сборной России. Сегодня же он возглавляет отечественную парусную федерацию.
В большом интервью Sport24 Сергей Джиенбаев рассказал о состоянии парусного спорта в России, трудностях возвращения на международную арену, планах на Олимпиаду и многом другом. Получилось интересно!

— В конце августа на Финском заливе прошел 4-й этап Кубка Газпрома «Оптимисты северной столицы». Как оцените уровень соревнований, все ли задуманное удалось реализовать?
— Это детско-юношеский спорт — ежегодное массовое соревнование, состоящее из четырех этапов. На этом этапе на воду вышел 191 юный спортсмен, среди них — 69 в зачетной группе «Кадет». Младшим гонщикам всего 9 лет! Данную гонку можно назвать подготовительным соревнованием для участия в Первенстве России, все прошло на хорошем уровне.
Юные яхтсмены, показавшие лучшие результаты в регатах сезона, отберутся для участия в Первенстве России. Оно пройдет с 4 по 10 октября в Геленджикской бухте, и там будет определен сильнейший спортсмен страны в детском классе «Оптимист».
— Год назад Артемий Светцов пообещал себе, что в этом сезоне возьмет кубок в основном флоте — цель выполнена. Какую цель ему стоит поставить перед собой сейчас?
— Выиграть Первенство России. Если он станет сильнейшим спортсменом страны в «Оптимисте», мы будем только рады, он достойный претендент.
При этом у нас 40 аккредитованных Министерством спорта России региональных федераций, всего же их 46 по стране. Есть много достойных гонщиков в Москве и Московской области, Петербурге, в Краснодарском крае, в Ростовской области, Владивостоке, Поволжье, Иркутске, Калининграде — огромная конкуренция, стать чемпионом будет непросто.

Артемий Светцов
— Петербургский этап прошел в сложных погодных условиях. При этом в нашей стране проходит огромное количество регат в самых разных акваториях. С точки зрения природных условий и организационных вопросов куда приезжать приятнее всего, а где погода самая капризная?
— Про огромное количество регат вы правы. Прямо сейчас, к примеру, в разных регионах у нас проходит 14 регат межрегионального и всероссийского уровней одновременно. Это не считая региональных соревнований.
Про петербургский этап — он выдался непростым в плане погоды. Ни для кого не секрет, что Санкт-Петербург как для яхтсменов, так и для обычных туристов славится своей переменчивой погодой. Дожди, грозы со шквалистым ветром могут внезапно смениться ярким солнцем и полным безветрием. По сложности погодных условий я бы поставил зимний Сочи на второе место, который почти не уступает летнему Петербургу.
Тем не менее Петербург — это историческая колыбель русского флота, красивый столичный город с богатейшими морскими традициями. Хочу выразить благодарность руководству Петербурга за сохранение этих традиций, поддержку нашей Федерации и взаимопонимание. Благодаря этой поддержке количество людей, увлеченных парусом, в городе белых ночей значительно выросло и продолжает дальше расти.
А что касается самой благоприятной погоды для занятий парусным спортом — это, безусловно, акватории Азовского и Черного морей.

— В 2012 году, говоря о популярности парусного спорта в России, вы говорили, что «даже мой ребенок хочет заниматься не парусом, а баскетболом». Удалось ли вам спустя время его переубедить? И как вы оцените популярность яхтинга в России прямо сейчас?
— Мне удалось переубедить не только своего ребенка, но и вдохновить на занятия парусным спортом огромное количество людей. Последние 15 лет мы активно работаем над тем, чтобы сделать этот вид спорта массовым и доступным для каждого. Могу ответственно заявить: сегодня парусный спорт — один из самых бюджетных, а в некоторых случаях даже дешевле фитнеса. Хотел бы пояснить: для занятий парусным спортом не требуется приобретать дорогостоящие клубные карты, поскольку государство и наша федерация делают все возможное, чтобы дети могли заниматься бесплатно. Чтобы войти в парусный спорт, взрослым нет необходимости покупать яхтенное оборудование. Его можно арендовать, и стоимость аренды за одно занятие сопоставима с прокатом горнолыжного оборудования, начиная примерно от полутора тысяч рублей.
Говоря о сегодняшнем уровне популярности паруса, приведу показательный пример: если в 2022 году в Геленджикской регате принимало участие 640 спортсменов, то в сезоне 2024 года цифра составила уже 1280 участников. За три года рост — в два раза! Это самое массовое соревнование в новейшей истории парусного спорта не только России, но, думаю, и мира.
И нам есть куда расти. Мы активно развиваем парусный спорт на внутренних водоемах — водохранилищах, озерах, реках. За последнее десятилетие в России построено более тысячи новых спортивных килевых лодок классов MX700, GP26, Ракета, SV20 и других, на которых проводится обучение и проходят соревнования. На них соревнуются дети, участники студенческой лиги, любители, профессионалы. На этом флоте активно развиваем спортивно-яхтенный туризм.
— В июле Министерство промышленности и торговли внесло в реестр российской промышленной продукции судостроительную верфь в Таганроге, у истоков которой вы стояли. Что это значит? И как это связано с программой импортозамещения?
— Это означает, что Министерство спорта России во главе с Михаилом Дегтяревым и Минпромторг России во главе с Антоном Алихановым видят наши старания и усилия, направленные на преодоление зависимости от иностранных производителей.
Наша федерация, обладая богатым опытом и глубокой компетенцией в строительстве спортивных парусных лодок, уже 25 лет создает собственные лодки и аналоги международных яхтенных классов на судоверфи в Таганроге. Недавно мы получили известие, что три судна, строящиеся на нашей верфи, внесены в Реестр российской продукции Минпромторга: это яхта класса «Луч», яхта класса «Кадет» и яхта класса «420», все с площадью паруса до 22 квадратных метров.
Нам приятно, что Минпромторг рассмотрел наше обращение, оценил возможности нашего производства, убедился в качестве выпускаемой продукции и поддержал нас. Мы уверены, что Россия должна стремиться к автономности и независимости в производстве. Так мы реализуем программу импортозамещения, задачи которой поставили перед нами президент России Владимир Путин и министр спорта России Михаил Дегтярев.

Верфь — Парусный Центр Таганрог
— Снизился ли у россиян интерес к парусному спорту за годы пандемии и отстранения от участия в международных соревнованиях?
— Мы постарались заместить это внутренними стартами — думаю, нам все удалось. У нас в календаре огромное количество мероприятий: только всероссийских и межрегиональных соревнований в сезоне 2025 года около 300 по стране. А если добавить к этому региональные соревнования, которые являются важной ступенькой для отбора спортсменов на более высокий уровень, то эта цифра возрастает до 700 соревнований в год. Порой на водоеме не хватает места для установки дистанций из-за большого количества участников! Когда активно идет сезон — соревнования проходят каждые выходные без исключений как для профессионалов, так и для любителей и детей. А это почти 6 месяцев летнего сезона с мая по октябрь, после чего мы переходим к зимним дисциплинам, которые в последнее время на пике развития из-за интереса молодежи. Это зимний кайт, зимний виндсерфинг и буер.
Интересно отметить, что в советское время яхтенный спорт также был массовым, но это достигалось за счет наличия у каждого крупного предприятия собственного яхт-клуба и централизованным закупкам матчасти государством для профсоюзов и спортивных обществ. Коллективизм и инициатива «сверху» сменились на инициативу отдельного человека. Сегодня развитие происходит благодаря энтузиазму яхтсмена и поддержке государства. То есть парус стал более персонализирован, а впрочем, эта тенденция типична для всех сфер современной жизни.
Хорошим примером сохранения традиций и массовости является прошедший с 20 по 24 августа на Васильевском острове Петербурга чемпионат России в яхтенном классе «Дракон». Этот «королевский» класс был изобретен норвежским яхтсменом Йоханом Анкером и входил в программу Олимпийских игр с 1948 до 1972 год. В 2029 году мир будет отмечать столетие этого международного класса, в котором гоняются как на современных пластиковых судах, так и на классических деревянных лодках. Это красивые яхты длиной 8,9 метра и весом 1,7 тонны, которые до сих пор популярны у мировой аристократии.
— В июле совет Международной федерации парусного спорта (World Sailing) большинством голосов высказался за возвращение российских спортсменов на мировую арену. Как проходит процесс возвращения? Идет ли Федерация навстречу в каких-то моментах или пока все ограничивается общими словами?
— Для нас главная задача — добиться полноценного участия лучших русских яхтсменов в Олимпийских играх. У нас не так много времени. Спортсменам сборной России необходимо участвовать в отборочных соревнованиях. Парусный спорт — технически сложный и многокомпонентный вид спорта. Как и в Формуле-1, важен не только пик формы спортсмена, но и пик технической готовности «спортивного болида». Необходимо подобрать паруса, мачты, плавники, выполнить такелажные работы и многое другое. Для достижения оптимального результата необходимо пройти цикл соревнований в условиях, максимально приближенных к условиям чемпионата мира или Олимпиады. Только это и можно назвать полноценной подготовкой.
В перспективе мы могли бы участвовать в международных соревнованиях, но столкнулись с проблемой оборудования. Границы закрыты — например, доставка лодки в Северную Европу не представляется возможной. А участие на арендованной лодке, к которой спортсмен не привык, не сроднился, не знает ее особенностей, делает его неконкурентоспособным. Мы будем уступать соперникам еще до старта, так как их техническая готовность будет на пике.
Процесс возвращения наших спортсменов идет с большим трудом. Международная федерация демонстрирует готовность идти навстречу, но получение нейтрального статуса — очень непростая задача даже с юридической точки зрения. Время работает против нас и негативно сказывается на подготовке. Чем раньше мы сможем начать тренироваться с сильнейшими гонщиками мира, тем лучше подойдем к отбору и тем сильнее будем. До первого олимпийского отборочного старта осталось меньше года.
Мы напряженно ожидаем получения допусков. К сожалению, текущий соревновательный сезон уходит, а с ним мы уже пропустили знаковые международные старты. Надеемся, что наши коллеги из правления World Sailing приложат все усилия для ускорения процесса возвращения наших спортсменов в нейтральном статусе. Пока мы сосредоточены на российском календаре, но сохраняем надежду, что все получится, и мы будем допущены к международным соревнованиям.

— Как сегодня обстоят дела в сборной? Какое настроение у спортсменов?
— В сборной царит боевой дух и стремление к победе. Наши спортсмены выкладываются на все сто — усердно тренируются, выполняют планы подготовки, находятся в отличной физической форме, совершенствуют технические навыки и работают над психологической устойчивостью. Однако в парусном спорте важен не только секундомер, но и опыт реального гоночного спарринга.
Внутри страны работа ведется активно, но для объективной оценки текущего уровня наших ребят необходимы международные старты. Именно они покажут, насколько эффективной была подготовительная работа, и позволят нам оценить свой прогресс в сравнении с сильнейшими гонщиками мира.
— В 2013 году наших спортсменов тренировал олимпийский чемпион Фернандо Эчиаварри. Планируется ли к Играм в Лос-Анджелесе привлечение иностранных специалистов?
— В текущей ситуации такой сценарий сложно реализуем. На сегодня в парусе ни один европеец не согласится работать с российской командой, иначе после завершения контракта с нами другие федерации закроют ему ворота. Плюс никто не гарантирует, что иностранец будет стопроцентно работать на наш результат — а это для нас слишком большие риски.
Поэтому мы будем опираться на наш богатый опыт и знания, возможно, с точечным привлечением иностранных консультантов по отдельным вопросам.
— Ранее вы коснулись темы, что на судоверфи в Таганроге уже производятся три спортивных парусных судна. Можно ли ожидать, что на ближайшей Олимпиаде российские спортсмены выступят на яхтах отечественного производства?
— На внутренних соревнованиях мы используем лодки «сделано в России», что обеспечивается доступностью и их ценой. А на международных стартах лодки российского производства не получат лицензию World Sailing как минимум до 2028 года. Но мы можем готовиться на аналогах, это производство тоже налажено: «420» — подводящий класс к «470», «Луч» — аналог ILCA.
Обмеры мы все прошли, они на 100 процентов соответствуют международным стандартам. Но, к сожалению, разрешение участвовать в международных регатах на них World Sailing пока не дает.
— За всю историю современной России у наших спортсменов в парусном спорте только две олимпийские медали. Как считаете, есть ли у России возможности в ближайшие годы стать парусной державой?
— Россия была, есть и будет сильной парусной державой с давними морскими традициями. А к медалям мы идем. Возрождение отечественного производства парусных судов дает нам возможность стать одним из ключевых игроков на международной арене. Все-таки немногие страны производят парусные суда. Это, в свою очередь, открывает дополнительные возможности для обучения и подготовки спортсменов. Можно провести аналогию с бобслеем или скелетоном — иногда помогают побеждать секреты, которые заложены в технологии и материалы.
— Есть ли у вас медальный план на ОИ-2028?
— Безусловно, у нас есть определенные ожидания на ОИ-2028. В мужском зачете ILCA мы делаем ставку на Сергея Комиссарова и Максима Николаева, а также наблюдаем значительный приток талантливой молодежи. В кайтбординге у нас также подрастает сильное молодое поколение. В смешанном классе «470» тоже есть спортсмены, способные бросить вызов лидерам.
В целом, мы ожидаем 1-2 медали. Но повторюсь: для объективной оценки реального уровня наших спортсменов нам необходимо как можно скорее вернуться на международные старты.

Сергей Комиссаров
— Несмотря на все трудности, ваша федерация продолжает активно развивать в том числе и адаптивный парусный спорт. При этом в программе Паралимпиады его уже нет. Каковы шансы, что его вернут на главный старт четырехлетия?
— Адаптивный парусный спорт был исключен из Олимпийской программы в Японии в 2020 году. Это могло быть связано с особым к нему отношением или с принципом ротации. Американцы активно содействовали возвращению адаптивного парусного спорта в программу Игр-2028 в Лос-Анджелесе, но, к сожалению, не успели. Надеемся, в 2032 году в австралийском Брисбене произойдет возвращение.
Наша федерация ведет активную работу в этом направлении, и у нас есть хорошие результаты — наши ребята становились призерами Европы. Мы проводим чемпионаты и Кубки России по адаптивному парусному спорту, наши спортсмены тренируются и постоянно повышают уровень мастерства.
— Как вы оцениваете яхтенную инфраструктуру, которая на сегодняшний день существует в России?
— Морская индустрия держится на трех китах — люди, корабль, стоянка. С судами у нас понятная ситуация: они есть, они производятся. Люди — это не только сами яхтсмены, но и те, кто обслуживает суда и яхт-клубы. А стоянка — это порт или марина. Отсутствие любого из этих элементов сдерживает развитие и не позволяет масштабироваться. У нас есть флот, есть мотивированные люди. Нам нужны новые марины, расположенные на расстоянии дневного яхтенного перехода друг от друга, вдоль всего российского побережья.
В прибрежных городах Европы яхт-клубы — это центры жизни. Там формируются яхтенные сообщества, в ресторанах и кафе отмечают дни рождения, свадьбы и встречи с друзьями. В ремонтных цехах проводится плановое обслуживание лодок, а в специализированных магазинах можно приобрести все необходимое снаряжение. Этот живой организм, украшенный тысячами корпусов, мачт и парусов, словно магнит, притягивает многочисленных гостей. Туристы останавливаются в отелях, тратят деньги на сувениры, посещают рестораны, нанимают капитанов или, имея права управления судном, берут лодки в чартер и выходят в море. Земля в таких местах растет в цене, люди покупают участки, строят частные дома и гостиницы. Такой поселок с мариной быстро развивается и превращается в уютный прибрежный город, словно сошедший с открытки. Это и есть качественное изменение береговой линии, ландшафта и города, происходящее «снизу» — благодаря грамотно спланированной и просторной марине.
Люди хотят приобретать лодки, участвовать в яхтенной жизни и проводить время на воде. Я говорю не о многопалубных моторных супер-яхтах с вертолетными площадками, которых в мире единицы, а о малых яхтах, которых существует миллионы, и которые по цене значительно дешевле подержанного автомобиля. Но сейчас яхту практически негде поставить. В Финляндии это невозможно из-за закрытых границ, а в Турции и Хорватии просто нет мест! За последние 20 лет эти страны настолько развили яхтенную индустрию, что уже опережают традиционных лидеров морского туризма — Испанию и Францию. И, во многом, за счет наших яхтсменов, которые из-за отсутствия инфраструктуры в России вынуждены покупать лодки за границей и тратить там деньги на их обслуживание и хранение. Мы теряем и мотивированных людей, и деньги. Но наши соотечественники вернулись бы, если бы мы смогли развить собственную яхтенную инфраструктуру.
Черное море, Азовское, Каспийское, Байкал, Балтика, Приморский край, Сахалин, не говоря уже о реках и больших водохранилищах — такого разнообразия маршрутов и интереснейшей береговой линии нет ни в одной стране мира. Расстояния огромны, что создает прекрасные возможности для развития сети яхт-клубов и марин, которые, в свою очередь, привлекут огромное количество яхтенных туристов со всего мира, и дадут толчок бурному росту масштабного яхтенного судостроения.
Существует и еще одна системная проблема: часто при планировании строительства порта привлекаются архитектурные бюро, которые предлагают красивые, но непрактичные решения. Марины оборудуются без слипов и возможности ремонта лодок, не предусматривается место для ремонтного ангара, неправильно выстраиваются заграждения для защиты бухты во время шторма. В результате при определенном ветре выход из марины становится невозможным, вода поднимается или, наоборот, уходит во время отлива. К сожалению, после сдачи объекта в эксплуатацию, непрофессионалу кажется, что все сделано отлично, но на деле эксплуатировать это невозможно. Присутствует множество фундаментальных ошибок и просчетов, которых можно было бы избежать. К сожалению, к нашей экспертизе не прибегают. А мы, проанализировав лучший мировой опыт, обладаем всей необходимой компетенцией. Мы на практике сталкивались как с ошибками, так и с гениальными инфраструктурными решениями европейских и американских коллег. И если поступит запрос, будем рады помочь государству.

— Кого из индустрии паруса вы бы отметили и кто посвятил свою жизнь любви к морю?
— Достойных людей много. Среди них — тренера, чемпионы, функционеры.
Начать хочу с легенд парусного спорта:
Тимир Пенегин — первый олимпийский чемпион по парусному спорту СССР на Играх 1960 года в Риме в классе «Звездный», 15-кратный чемпион СССР.
Борис Будников — серебряный призер Олимпийских игр в классе «Солинг».
Валентин Манкин — медальный рекордсмен, обладатель трех золотых и одной серебряной олимпийских наград в классах «Финн», «Темпест» и «Звездный».
Юрий Пильчин — тренер сборной Советского Союза по парусному спорту, реформировал тренировочный процесс и систему подготовки спортсменов.
Георгий Шайдуко — в 1996 году на Олимпиаде в Атланте завоевал серебро.
Хоперский Олег — взял золото на Играх доброй воли в Таллинне в 1986 году. До сих пор гоняется в классе «Дракон».
Стефания Елфутина — в 2016 на Играх в Рио принесла России бронзовую медаль в виндсерфовом классе RS: X.
Артем Кузнецов — член национальной сборной, мастер спорта СССР, долгое время был председателем Попечительского совета ВФПС.
Михаил Отдельнов — нес на своих плечах проект Black Sea Cup.
Влас Кадетов — общественный деятель, конструктор парусных судов и талантливый тренер.
Василий Сенаторов — меценат, талантливый гонщик, основатель журнала Yacht Russia.
Владимир Любомиров — основатель яхт-клуба «Геркулес» и Академии парусного спорта Газпром.
Виктор Языков — десять раз пересекал Атлантический океан, три раза — Тихий, трижды обошел вокруг света в одиночку.
Александр Ежков — создатель национального класса яхт «эМ-Ка».
Екатерина Скудина — на Олимпиаде 2012 заняла 4-е место, основательница PROyachting.
Кирилл Воногов — активный двигатель детско-юношеского спорта, талантливый организатор соревнований.
Борис Болтянский — организатор бизнес-регат, главный редактор Pravo.ru.
Андрей Краснов — генеральный продюсер фестиваля Русская волна, основатель журнала Extreme, был движком в Федерации водно-моторного спорта России, развивал аквабайк и флайборд.
Мог бы назвать еще много имен. Кого не назвал — прошу не обижаться, они достойные люди. И я рад вместе с ними двигать развитие спорта. Вместе мы сила.
— Почему развитие парусного спорта так важно для нашей страны?
— Парусный спорт имеет огромное значение для нашей страны. Именно благодаря Петру I в Россию пришел технологический прогресс. Началось развитие кораблестроения, возникли производства корпусов, мачт, парусов, такелажа и других необходимых элементов. Инженеры проектировали, мастера и плотники строили корабли. Кораблестроение и, в частности, парусный спорт включают в себя все сферы современного промышленного производства — машиностроение, металлургию (алюминий, титан, сталь), химическую промышленность (композитные материалы), электронику (навигационные системы), легкую промышленность (паруса, экипировка, шкоты). Этот подход к технологическому лидерству остается актуальным и сегодня. Кстати, стоит отметить, что кораблестроение стало предтечей авиастроения.
Те, кто занимается парусным спортом, должны быть глубоко погружены во все эти процессы: разбираться в навигации, уметь работать своими руками, строгать, пилить, шить, клеить, ремонтировать, а не только поднимать паруса и идти лавировкой. Хорошей должна быть физическая и психологическая форма, выносливость.
Думаю, это один из самых красивых и романтичных видов спорта. Для нас парус это не просто хобби, а сама жизнь.