Ирина Ларионова — чемпионка Европы и мира по тайскому боксу. Ей удается совмещать профессиональный спорт с работой в визовом агентстве и воспитанием ребенка. Мы поговорили с ней о том, как она начала тренироваться, что ей больше всего нравится в спорте, о бое Хабиба и о стереотипе, что девушкам не место в единоборствах.
— Сколько лет вы уже занимаетесь тайским боксом?
— В этом году было 7 лет, это с небольшим перерывом на декрет.
— Как вы начали заниматься тайским боксом?
— Еще в школе я занималась рукопашным боем, довольно-таки долго — 4 года. Потом приехала в Москву учиться и ничем особо не занималась: гуляла, ходила на концерты, на гитаре училась играть. И в какой-то момент, в 22 года, поняла, что я скучаю по тренировкам. Подумала, что было бы здорово вернуться. Что такое тайский бокс, я вообще не знала. Просто увидела какое-то объявление, что набирают на тайский бокс, еще и рядом с домом. Решила, что можно было бы попробовать. Поехала в зал на Варшавке. Первое впечатление — была немного удивлена: выглядит очень сложно, и мы так не боксировали. Разница колоссальная. Хоть это тоже боевое искусство, но руки работают по-другому, боевая стойка — другая.
— То есть учиться пришлось почти с нуля, несмотря на бэкграунд в единоборствах?
— Да, один тренер заменял моего, спросил, чем я занималась, ответила: «Рукопашным боем». На что он говорит: «О-о-о, ну, не бойся, мы тебя научим бить нормально».
— Можете представить, как бы изменилась ваша жизнь, если бы так получилось, что это были не единоборства, а теннис, гимнастика?
— Ой, нет-нет, я бы не пошла вообще, не могу представить. Хотелось драться. Тайский бокс — очень красивый вид спорта. Не когда конкретно я боксирую, а когда парни, например, Артем Вахитов — очень зрелищно, технично. Все финалы, на чемпионатах России, чемпионатах мира, — они очень зрелищные. С эстетической точки зрения, приятно наблюдать. Боевые искусства, на мой взгляд, дают чувство внутренней силы.
А бывает, не люблю боксировать. Иногда прямо хочется, иногда — никак. Не люблю жестокость. Недавно было сотрясение мозга: пропустила сильные удары, которые привели к травме. Это точно не нравится. У меня это уже второе сотрясение мозга, были трещины в ребре, было растяжение связок, но жестких переломов не было.
— Что вам дал тайский бокс? Как повлиял на вас как на личность? На ваш характер?
— Честно говоря, не знаю. Уверенной в себе я была всегда. Тайский бокс дал друзей и крутые эмоции от путешествий: чемпионаты мира проходят на разных континентах, это очень здорово. И сама атмосфера — и у нас в клубе, и в сборной России — очень хорошая.
— Какие победы считаете главными в карьере?
— Чемпионат Европы в 2016 году — это мои первые соревнования после декрета. Сыну тогда всего 7 месяцев исполнилось. Я оставила его дома, уже перестала к тому моменту его кормить, но молоко все еще было. Поэтому вес очень тяжело уходил. И это был первый международный старт после годового перерыва. И эти старты мне никто не оплачивал: ни министерство спорта, ни Федерация тайского бокса, потому что я в декрете и меня не восстановили. Поездка была очень дорогая: 120 000 рублей, этих денег у меня не было.
И я сказала тренерам, что если оплачивать эту поездку не будут — не поеду. На что мне ответили, что деньги найдем. Так и получилось. Я поехала и выиграла этот чемпионат. Это было круто.
— Может быть, какие-то соревнования до декрета запомнились?
— Мой первый чемпионат мира в Бангкоке, тогда я заняла 3 место, но в тот момент, как оказалось, я была беременна. То есть я боксировала беременной и отбоксировала хорошо, мне очень понравилось.
— А вы узнали, что беременны до или после боя?
— После, я вроде бы нормально себя чувствовала, просто понимала, что что-то не так с организмом. Но, думаю, приеду в Москву — разберусь. Изначально думала, что проблема в том, что мы вес сгоняли, тренировались на жаре. Прихожу к врачу, они направляют сразу же на УЗИ, говорят: у вас срок уже 2,5 месяца.
— Если бы знали до боя, что беременны, не стали выступать?
— Стала бы. Я этого не знала, но тренер сказал, что в первые месяцы у женщины очень меняется организм, все направлено на защиту ребенка и вряд ли ему это как-то повредило.
— Какие единоборства нравятся помимо тайского бокса?
— Классический бокс. Мне очень нравится Вася Ломаченко: он просто загляденье, на него очень приятно смотреть. Поветкин, Сергей Ковалев, украинские боксеры: Усик, Гвоздик проводят потрясающие бои, Мэнни Пакьяо. Смешанные бои не люблю.
— Не смотрели бой Хабиба с Порье?
— Смотрела, он молодец.
— А как вам фигура Хабиба в целом?
— Хороший спортсмен, ничего про него не могу сказать, только вот это исполнение после боя с Макгрегором — спортсмены так себя не ведут, я считаю, что это было неправильно: они же выяснили отношения в клетке, зачем это шоу нужно было устраивать? Макгрегор же провокатор, у него вся карьера на этом построена, зачем на это вестись? Хабиб же такой спокойный, рассудительный. Но в целом он молодец.
— Бокс — это ведь не основная ваша профессия?
— Я визовый специалист, работаю в визовом агентстве на полный рабочий день. Не всегда получается полный, потому что есть расписание тренировок. Люблю боксировать, путешествовать и книги читать. Раньше у меня были цели, например, прочитать всего Ремарка, сейчас читаю просто то, что нравится. В инстаграме подписана на пару книжных блогов, прислушиваюсь к их рекомендациям, могу и современную литературу читать, и классическую зарубежную. Российская — все-таки тяжелая. Сейчас читаю книгу Донны Тартт «Щегол», я пока прочитала треть, но уже очень нравится красивый слог и манера письма. Как раз экранизация идет в кино.
Помимо книг кайфую от путешествий. Я объездила довольно много европейских стран, когда еще не боксировала. Недавно мы летали в Италию, это моя любимая европейская страна: потрясающе красиво, вкусно. Хотела бы посетить Австралию, но мне кажется, там очень страшно: животные, насекомые, огромные пауки. Но все равно очень хотелось бы побывать. В Азию особенно не хочу, люблю Таиланд, но там по большей части пляжный отдых, а я люблю такие страны, как Испания, где и море, и горы, и есть что посмотреть. Еще хотелось бы в Нью-Йорк и Сакраменто. В Сакраменто появилась моя любимая группа — Deftons. Было бы здорово побывать на их концерте именно там.
— Есть какой-то особый режим питания?
— Нет, режим только перед соревнованиями. И это неправильно. Потом нужно худеть, потом гонять вес, это ужасно. Никаких ограничений нет.
— Перед соревнованиями от чего приходится отказываться?
— Сладкое. Я могу не есть мясо, не пью алкоголь, но без сладкого тяжело. Но на сборах были протеиновые батончики, полезные сладости. Обычно я пью мало воды. Когда у меня стоял вес, тренер предложил попробовать другой метод: пить очень много воды. В первый день я выпила 5 литров, во второй — 7, в третий — 9. Вода и все лишнее будет уходить. Я в эту теорию не очень верила, но проверила на себе, вес действительно ушел. Я не думала, что вообще могу выпить столько воды. И после этого начала пить больше воды.
— Никогда не сталкивались с непониманием, что занимаетесь якобы мужским видом спорта?
— Постоянно. В первую очередь, малознакомые люди так говорят. Родители сначала противились, когда я ходила на рукопашку, но приняли, когда я начала выступать на соревнованиях и занимать призовые места. Тогда мама смирилась. А сейчас, когда знакомлюсь с людьми, они спрашивают: «Ира, чем ты занимаешься?» — я отвечаю: «Тайским боксом». И реакция такая: «Да зачем это надо? Это же не женский вид спорта». Я отвечаю, что это не их дело. Не знаю, мне кажется, это просто вид спорта, не сексисткий. Многие девочки очень достойно боксируют.
— Какой совет можете дать девушкам, которые хотели бы попробовать бокс, кикбоксинг, какие-то другие единоборства, но не могут решиться в том числе из-за боязни, что друзья и близкие не поймут?
— Это все-таки их жизнь. Мне мама запрещала заниматься, я просто сама пошла и записалась в 8 классе. Свое первое кимоно я сушила тайком на батарее, чтобы мама не видела. Не нужно никого слушать, хочешь попробовать — пробуй, понравится — продолжай заниматься.