Анатолий Чинилин — один из основателей школы волейбола СССР. Был «королем воздуха», война прервала карьеру игрока
Мы привыкли к тому факту, что наших волейболистов любят и ценят как в Европе, так и во всем мире. На любом турнире (даже клубном) россияне являются серьезными соперниками даже для самых топовых команд. Их уважают. И так было всегда. Поэтому особо никто и не задумывается, с чего же все начиналось. Sport24 решил исправить это и рассказать вам историю человека, который стоял у истоков развития волейбола в советские годы.
Анатолий Чинилин не был чемпионом Европы, не брал медали на мировых форумах и не ездил на Олимпийские игры. Тем не менее четырехкратный чемпион СССР, тренер мужской сборной и судья международной категории сумел стать важной фигурой в волейболе и без этих титулов. Вряд ли он подозревал об этом, когда делал первые шаги в спорте на площадках Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.
Он играл за московские клубы «Медик» и «Спартак», а также выступал в составе городской сборной. Чинилин был так хорош, что его признавали одним из лучших нападающих страны в 30-40-х годах. Многие отмечали, что игра Анатолия была похожа на полет жаворонка. Несмотря на невысокий рост (173 см), он умудрялся взлетать над сеткой так высоко, что с легкостью переигрывал блокирующих соперника. За высокий прыжок Чинилин на долгие годы получил прозвище «Козел», что считалось совсем не обидным в то время. А еще его называли «королем воздуха».
Арбитр Александр Поташник, который работал на Всесоюзной Спартакиаде пионеров и школьников в 1929 году, рассказывал о Чинилине:
— Всеобщее внимание привлекла тогда московская команда «Гознак» с ее лидером Анатолием Чинилиным. Этот худенький, невысокий мальчуган показывал на волейбольной площадке чудеса. Он так ловко и высоко прыгал, что казался намного выше своего роста. Смотрели и удивлялись, откуда у этого парнишки столько силы и стремительности.
Чинилин мог бы добиться многого, но началась война, и он ушел на фронт, оставив волейбол и работу слесарем на московском заводе «Красный пролетарий». Спортсмен командовал взводом связи, сражался в Сталинграде, на Орловско-Курской дуге. Все шло хорошо, пули обходили его стороной, но в 1943 году жизнь игрока изменила битва под Полтавой. Анатолий был ранен. Враг устроил обстрел из дальнобойных орудий, и одним из осколков Чинилину оторвало руку, другая была изуродована. Ни о каком продолжении игровой карьеры речи уже не шло. На тот момент ему было всего 30.
Когда Чинилин лишился руки, принял решение, что не хочет быть обузой для своей семьи. Он перестал писать письма жене, но не смог сделать видимость того, что пропал без вести. Супруга нашла Анатолия при помощи фронтовых товарищей и заставила его вернуться домой. Проблему с отсутствием руки решил протез черного цвета, который издали все принимали за длинную перчатку.
Вскоре Чинилин нашел в себе силы радоваться жизни. Он даже вернулся в любимый волейбол. Экс-игрок занялся ее развитием в стране. С 1946 года начал работать арбитром на матчах, а 1949-м был помощником Георгия Берлянда на первом чемпионате мира по волейболу в Праге, где команда стала первой. Этот опыт поспособствовал тому, что в 1950-м он стал тренером мужской сборной СССР. За два года его работы команда выиграла чемпионат мира и два чемпионата Европы. В 1980 году Чинилин руководил директоратом по волейболу на Олимпийских играх. Работы было так много, что он и не успевал погрустить о нереализованной карьере игрока, хотя все вокруг понимали, будь в те непростые годы международные соревнования, Чинилин был бы звездой сборной СССР.