Нина Смолеева мечтала о балете, а оказалась в волейболе. Она играла с травмами и восхищала фанатов

На Олимпийских играх волейбол появился в 1964 году. Обе сборные СССР ехали туда в статусе фаворитов, но с золотом из Токио вернулись только мужчины. У женской команды турнир не сложился. Тогда играли по круговой схеме, наши уступили победу хозяйкам Игр. Тем не менее через четыре года в Мехико с японками удалось поквитаться. Одну из главных ролей на Олимпиаде-1968 сыграла непревзойденная Нина Смолеева.

Смолеева мечтала выступать на сцене в пачке и пуантах, поэтому еще в детстве ее отдали на танцы. Чуть позже девочку пригласили в Ленинградское хореографическое училище, но мама отказалась ее отпускать. Нине пришлось искать себе новое занятие, выбор пал на гимнастику, где тоже можно было танцевать. Вот только и в этом виде спорта Смолеева не задержалась. В 1961 году отца пригласили на работу в Алма-Ату, вся семья переехала туда.
Там и случилось ее знакомство с волейболом. Нина пришла в секцию, взяв пример с сестры Галины. Смолеева вряд ли серьезно воспринимала свои занятия, но оказалась, что у нее талант. Это заметил Карл Воинов, пригласив юную спортсменку в местный «Енбек», который позже переименовали в АДК (Алма-Атинский домостроительный комбинат). Она быстро стала лидером команды и уже в 1965-м попала в состав молодежной сборной СССР. А еще через год спортсменка заявила о себе и на взрослом уровне.
Воинов понимал, что Смолееву ждет большое будущее, поэтому отпустил ее в Москву. Волейболистка стала выступать за «Динамо», став одним из лидеров команды под руководством Гиви Ахвледиани. Она шесть раз выигрывала чемпионат страны и столько же блистала на Кубке европейских чемпионов. Многих бы накрыла звездная болезнь от такого головокружительного успеха, но не Смолееву. Она продолжала выкладываться на тренировках и улучшать свою игру.
Показателем ее трудолюбия стала история, случившаяся после одного из матчей в рамках чемпионата СССР: Смолеева после отличного паса выпрыгнула над сеткой, но промахнулась — мяч улетел в аут. Этот эпизод так сильно повлиял на волейболистку, что после проигранного матча она убежала в раздевалку и долго плакала. Когда успокоилась, то поняла, что не повторит подобной ошибки в будущем. Она шлифовала удар во время тренировок и после, чтобы довести его до идеального состояния. Вскоре соперницы столкнулись с результатом ее кропотливой работы и поняли, что теперь на блоке им придется очень трудно.
Закрыть Смолееву практически не удавалось. Из-за этого тренеру «Локомотива» Михаилу Сунгурову пришлось до мельчайших подробностей изучать игру Нины. Железнодорожницы начали выставлять перед ней двойной-тройной блок, но все тщетно. Смолеева зависала в воздухе и мастерски переигрывала соперниц. Они никак не могли угадать, куда полетит мяч. Ситуацию осложняло и умение волейболистки здорово действовать в защите. С ней боялись связываться, заранее понимая, что атака обречена на провал. Динамовка доставала самые безнадежные мячи.
Смолеева приходила на помощь даже тогда, когда ей было физически больно. В 1973 году «Динамо» приехало в Голландию на Кубок европейских чемпионов. Ахвледиани старался беречь травмированную девушку и не выпускал на площадку. Но в одном из матчей с венгерками игра совсем не пошла, и он понял, что команде просто необходима помощь Смолеевой. Она вышла, несмотря на незажившую руку, и начала забивать. Зал был в восторге от самоотверженности советской волейболистки. Неизвестно, каких сил ей стоило активно действовать не только в атаке, но и на приеме. Соперницы ведь не жалели мощи.
Такой же сильной Смолеева была и в сборной. Она считала, что если ей доверили выступление за главную команду страны, то обязана оправдать его. Например, на победных Играх-1968 в Мехико она блестяще играла против Японии с травмой колена, хотя никто об этом не догадывался. Наверное, поэтому Нина и стала чемпионкой мира, Европы (четыре раза) и Олимпийских игр (дважды), а также обладательницей Кубка мира. За свою игру на международном уровне ее вскоре прозвали «мисс волейбол». Смолеева обладала таким шармом, что заставляла иностранных болельщиков поддерживать свою команду.

Тем не менее успех в Мехико многие считали случайным. Это злило не только Смолееву, но и ее подруг по команде. Было принято решение доказать, что это не так. В Мюнхене-1972 отказались от круговой системы, поэтому советская сборная встретилась с японками в самом настоящем финале. Все понимали, что это будет сложная игра. Готовились к ней заранее. Наша команда выходила на площадку с установками затруднить соперницам прием подачи, правильно организовывать блок, а также нападать. В итоге СССР выиграл у Японии со счетом 3:2. Правильным оказался не только план на игру, но и психологический настрой.
«Какие бы турниры ни проводились, главное для спортсмена — это Олимпийские игры. Наша сборная побеждала в Мексике и в Мюнхене. Многие думали, что в Мексике мы победили случайно. Нам хотелось доказать, что это не так. И мы победили со счетом 3:2. И совсем недавно я была приглашена в Токио. Японцы хотели услышать о том, почему они проиграли. Они спрашивали, о чем тогда говорил вам тренер, и я рассказывала. Вспомнить об этом было очень приятно. Та мюнхенская победа на Олимпийских играх — самая значимая для меня», — рассказывала Смолеева «Чемпионату».
Повторить подобное в Монреале-1976 команде уже не удалось (проиграли, не взяв ни сета). Не помогла даже Смолеева. Японцы здорово изменили свой стиль игры и собрали к Играм действительно мощную команду. У нас же все время было занято поисками новых звезд. Это серьезно сказалось на подготовке к Олимпиаде. Тем не менее никого стоящего тренерам отыскать не удалось, хотя верили в наличие талантливых и универсальных игроков до последнего. В Канаде выяснилось, что европейские команды отстали в своем развитии. Азиаты отказались от приема мяча двумя руками, улучшили игру в «зоне» и научились взлетать над сеткой еще выше, чем советские волейболистки.
За провал в Монреале она взяла все ответственность на себя.
«Я не думаю, что наши соперницы тогда показали что-то сверхъестественное, полагаю, что Нина Смолеева плохо сыграла. Мне так самой кажется: где-то чего-то не додала, потому сборная СССР и проиграла.
Я была основным нападающим и в алма-атинском «Енбеке», и московском «Динамо», и в сборной СССР. Лично мне нельзя было проигрывать. А к Олимпиаде в Канаде, во-первых, у меня уже был сын, во-вторых, возраст начинал поджимать, в-третьих, многочисленные травмы настойчиво напоминали о себе. В Монреале у нас все игры получились, кроме последней, финальной, с Японией. Но это спорт…» — сказала Смолеева «Казахстанской правде».
***
Через два года Смолеева ушла из волейбола и занялась тренерской деятельностью. Она готовила молодежную сборную СССР, а также рулила московским «Динамо». С 1986 года работает в одной из московских школ преподавателем физической культуры. В 2006 году ее заслуженно включили в Зал славы.
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене