Известный теннисный комментатор и амбассадор БЕТСИТИ Софья Тартакова в эксклюзивном интервью для Sport24 рассказал о фаворитах сезона у мужчин и женщин, дала прогноз на Australian Open, отметив теннисистов, которые реально способны удивить на первом «мейджоре» сезона. И, конечно, не забыли поговорить о перспективах россиян.
— Чего ждешь от этого сезона у парней? Так получается, что первая ракетка мира Карлос Алькарас пропустит первый ТБШ.
— С Алькарасом странная ситуация получилась. Для меня удивительно, что он пропустит весь январь. Там какая-то абсолютно нелепая травма у него. Но, кстати, многие игроки, когда ты им задаешь в кулуарах вопрос по поводу Алькараса, как раз не удивляются, что у Карлоса такое количество травм. По мнению теннисистов, испанец достаточно много играет, особенно это было видно в прошлом сезоне. И играет он все подряд, если так можно говорить. Соответственно, себя не щадит.
То, что в 19 лет человек уже столько времени пропустил и снимается с таких турниров… Это же не в первый раз: то в концовке сезона у него проблемы со здоровьем, то сейчас в самом начале. То есть это такая закономерность, которую его команда, мне кажется, должна предотвратить. Я понимаю из разговоров с теннисистами, что эта испанская черта.
Тренеры в Испании любят, когда теннисисты играют много, но не каждый может выдержать такой напор, такой график. Вот с Карлосом такая история приключилась.
Посмотрим. Этот год будет настоящим испытанием, потому что мне, если честно, что-то навеивает от истории с Дель Потро. Когда появился Дель Потро, он тоже там всех крушил, все говорили, что это будет долговечная история. И мы понимаем, что он как раз в 20 лет сломался не только физически, но и ментально. Там были большие проблемы с родителями, были проблемы психического свойства — он был параноиком в туре, как рассказывали ребята. К сожалению, он вообще не туда ушел.
— Алькарас останется первым к концу года или будет кто-то другой?
— Мне кажется, не останется. В 19 лет все только начинается. Ты должен быть таким сильным физически, чтобы это все выдержать. Невозможно. Ты должен быть Джоковичем, должен быть пластилиновым человеком или быть таким конем, как Рафа. Но в 19 лет, имея такие травмы, я не понимаю, как это работает.
Если посмотреть на Рублева, на Даню Медведева, на Карена Хачанова, они сейчас физически на пике своих возможностей. Их тела сейчас лучше, чем в 19-20 лет. Это факт, и ребята сами об этом говорят. Физуху теннисисты накапливают. У Алькараса же в 19 лет столько болезненных точек: то ахиллы, то мышцы пресса. Ну, камон! Я, если честно, сомневаюсь в нем.
Мне будет интересно посмотреть на Джоковича, потому что каждый новый турнир — новая драма, тоже может какое-то повреждение получить. Новак славится подобными перформансами.
— Новак — главный фаворит в Австралии?
— Мне кажется, да. Но Медведев очень близко. И даже несмотря на этот его неудачный матч с Новаком, Даня набирает ход. Мне кажется, он хорошо сыграет в Австралии (аналитики БЕТСИТИ фаворитом Australian Open считают Джоковича и дают коэффициент 1.85 на победу серба, Медведев идет вторым с котировкой 6.50 — прим. Sport24).
Еще будет очень любопытно посмотреть на Сашу Зверева. Он пропустил такое количество времени, у него тоже была неприятная травма, но он амбициозный и уверенный в себе парень. Можно сказать, что даже самоуверенный. Его так воспитывали, как говорят ребята. Поэтому, я думаю, если ему позволит физуха, он тоже может хорошо сыграть, несмотря на то, что очень долго не выступал на больших турнирах.
— Чего ждем от девушек?
— Если мы говорим про девочек, тут хаос продолжается, но возглавляет его Ига Швентек. Ига — самая стабильная теннисистка за последние сезоны. Ее выдающаяся серия в прошлом году может повториться и в этом. Ее главное отличие — она нетипичная девушка-теннисистка. То есть это не Эмма Радукану, которая после победы заключила 10 крупнейших контрактах и зарабатывает на спонсорах больше, чем в теннисе. Ига не зациклена на себе, она получается удовольствие от спорта. Швентек в хорошем смысле — игрунья. Ее в меньшей степени интересуют околотеннисные истории, она действительно получает удовольствие от борьбы, насколько я понимаю.
— У нее другая страна. Польша, а не Великобритания. Меньше внимания.
— Да, тоже верно. Ига — одна из самых высокооплачиваемых теннисисток прямо сейчас, но интерес к теннису у нее достаточно большой. Может быть, там появится какая-то любовь — нелюбовь, на девочек это очень влияет, но она поражает с точки зрения стабильности, учитывая лихорадку в женском туре.
А больше я никого не могу выделить (БЕТСИТИ уверенной фавориткой турнира также считает Швентек, оценивая ее чемпионство коэффициентом 3.00 — прим. Sport24).
— В женской сетке Australian Open оказалось 14 девушек из России. Кто может подойти к хорошим результатам?
— Мне кажется, очень неплохо весь прошлый сезон провела Вероника Кудерметова. Я знаю, что с ней работает хороший психолог Мариам, которая трудилась в академии Александра Островского. И она уже не первый сезон дополняет команду Кудерметовой и Демехина. Кудерметова, начиная с победы в Кубке Федерации (сейчас называется Кубок Билли Джин Кинг. — Sport24), прям обросла нервными мышцами в психологическом плане.
Мне кажется, ей еще помогает то, что она классно играет пару. Она постоянно находится в игровом тонусе. В одиночке мы тоже это видим: она на Итоговом играла в прошлом сезоне, сейчас показывает очень достойную игру. У нее, как и у Иги Швентек, что важно в женском теннисе, есть крутая подача. Кудерметова может здорово подавать, держать это свое преимущество, если не нервничает.
Я думаю, что может здорово сыграть Даша Касаткина, несмотря на то, что я с ней работаю. Я буду объективна. У Даши все в порядке за пределами корта. Она, как я говорила про Игу и ее удовольствие от игры, тоже кайфует, ее ничего не отвлекает. Даша хорошо отдохнула в межсезонье, хорошо позанималась, Аргентина выиграла чемпионат мира — у нее хороший заряд. Я знаю, что у нее все супер за пределами корта. И не надо смотреть на то, что на первой неделе не все получалось, потому что игроки под нагрузкой играли первые турниры.
Думаю, что нас еще может порадовать Арина Соболенко. Я с удовольствием наблюдаю за ней, за ее силовым теннисом. У меня улыбка на лице возникает, когда я смотрю за Соболенко. Она — настоящая мощь.
— Она не напоминает местами Марата Сафина?
— Может быть (смеется).
— У нее мощнейший темперамент.
— Да, я очень люблю харизматичных игроков. Но, к сожалению, у Арины нет такой стабильности, а «Шлем» идет две недели. Ты не можешь проводить 3-4 фантастических матча, а в остальных проваливаться по эмоциям. Там нужно играть не феерически, но держать планку. Это необходимо для победы.
Арина бывает нереальным бойцом, постит фото с изображением то ли тигра, то ли львенка, а потом эти эмоции заканчиваются. Если бы у нее был автоматизм в теннисной страсти, ее было бы очень сложно остановить. Но я убеждена в другой мысли. Если у девочки все хорошо за пределами корта, значит, и на корте все будет отлично. Если есть какая-то гармония, а у Арины она присутствует, можно сразу вписывать девочку-теннисистку в ранг фаворитов того или иного турнира. У мальчиков это не всегда работает, хотя тоже можно проводить параллели.
— Если мы считаем Швентек — фаворитом, можешь назвать 3-4 человека, кто может быть рядом с ней?
— Запишем Арину, Кудерметову. Борцом до последнего является Саккари, ее включим сюда. Лена Рыбакина еще. И еще Касатик, хотя сейчас меня все будут обвинять в том, что я необъективна.
— Полина Кудерметова круто прошла квалификацию. Расскажешь что-то интересное?
— Я не особо с ней знакома. Я знаю, что с ней тоже работает Мариам. Мне, кстати, многие говорили, что это талантливая девочка еще до того момента, как заиграла ее старшая сестра Вероника. Но в этом нет ничего удивительного, потому что там такая генетика. У них папа — классный хоккеист.
— Есть ли какие-то возможности попасть в топ-10 или даже на Итоговый у Людмилы Самсоновой, которая здорово показала себя в прошлом сезоне, добилась мощного прогресса?
— Возможно. Мне нравится, что она много лет работает с одними и теми же специалистами. Когда я была со сборной на Кубке Федерации, Люду тренировал ее молодой человек. У них такая слаженная команда. Она верна своим традициям. Она осталась с теми, кто ее вывел на такой уровень.
С Людмилой Самсоновой вообще очень смешная ситуация. Все мы понимаем, что отношения к нашей сборной, к России Людмила имеет опосредованное. Про Самсонову точно нельзя сказать, что она «наш продукт», как Тарпищев говорил про Рыбакину. В этом случае федерация ничего не сделала для теннисистки Самсоновой. Конкуренция в сборной Италии была сумасшедшей, и чтобы как-то продолжать играть, Людмила Самсонова поменяла гражданство с итальянского на российское. В этот момент нас отстранили от всех кубковых матчей, хотя Кубок Федерации она успела выиграть. Она была настоящей темной лошадкой.
И тут надо говорить не про хвалу нашей федерации, а спасибо девочкам, которые сами разруливали, кто и когда сыграет, кто и какие матчи. Я провела тогда все время с нашей сборной и могу сказать, что снимаю шляпу перед Павлюченковой, потому что она была лидером команды. За пределами камер она собирала девчонок, разговаривала, успокаивала, настраивала. Ту неделю в Праге Павлюченкова провела фантастически, несмотря на то, что у нее было колено размером с голову. И об этом никто не знал.
Мне кажется, эта победа на Кубке Федерации тоже расправила крылья Самсоновой. Мощная девочка, чем-то напоминает Машу Кириленко. У нее достаточно энергозатратный теннис. Ее физические данные чуть скромнее, чем, например, у Арины Соболенко. Самсонова — талантливая девчонка.
В женском туре один какой-то удачный матч или турнир может перевернуть ситуацию. Девочка может так в себя поверить, что будет не только десятка, но и полуфинал или финал «Шлема». Павлюченкова смешно рассказывала, что в апреле или марте она не могла выиграть ни одного матча, думала, что надо уходить из тура, а в конце мая сыграла в финале «Ролан Гаррос». Вот как это происходит?
— С фаворитами мы определились. Назови кого-то из игроков у парней и девушек, которые могут неожиданно прорваться.
— У мальчиков пусть будет Тейлор Фриц. У девочек назову Линду Носкову.
— Для тебя стало шоком, что Наоми Осака решила так распорядиться своей карьерой и жизнью? (Японка забеременела в 25 лет и пропустит сезон — прим. Sport24).
— Да, но, как женщина, я ее очень понимаю, потому что беременность — дико сложная вещь. Когда есть возможность вынашивать ребенка в теле, которое пышет жизнью и энергией, можно этим пользоваться.
Мы видели много историй, когда после рождения ребенка, девочки возвращались. Женское тело, конечно, имеет суперсвойство. Непонятно, как ты раздуваешься до невероятного количества килограмм, а через несколько месяцев сдуваешься до прежнего размера. Эту способность не стоит недооценивать. В этом есть своя магия. Мне кажется, Наоми, поживая обычной жизнью, очень соскучится по теннису.