Пережила блокаду, встречалась с Пикассо, доминировала в толкании ядра. Мощь советской легкой атлетики Галина Зыбина
Галина Зыбина — самая настоящая мощь советской легкой атлетики.
Смотрите сами:
- Олимпийские игры-1952 — золото (ядро);
- Олимпийские игры-1956 — серебро (ядро);
- Олимпийские игры-1964 — бронза (ядро);
- Чемпионат Европы-1950 — бронза (копье);
- Чемпионат Европы-1954 — золото (ядро);
- Чемпионат Европы-1954 — бронза (диск);
- Чемпионат Европы-1962 — бронза (ядро);
- Европейские игры-1966 в помещении — бронза (ядро);
- многократная чемпионка СССР.
Зыбина до своего становления прошла тяжелый путь. Ее детство было омрачено Великой Отечественной войной. Отец погиб за год до завершения боевых действий, а все это время многодетная семья переживала блокаду в Ленинграде. Познать взрослую жизнь Галине пришлось очень рано. Она работала на огородах совхоза «Ланское», на полях совхоза «Петрорайсовет», в итоге получив медаль «За оборону Ленинграда». Лишь после войны Зыбина смогла познать радости своего возраста.
Когда дети вновь вернулись в школу, учителя всячески приглашали их в различные кружки и секции. Зыбина оказалась в легкоатлетической у Виктора Алексеева. Ее основной специализацией стало толкание ядра, но также ей неплохо удавалось показывать себя в метании копья и диска. После установления различных рекордов дома Зыбина поехала на Евро, где стала третьей в метании копья. Чуть позже ей покорится уникальное достижение. На том же турнире, но спустя четыре года, Галина станет призером в трех различных видах программы.
Главная же спортивная победа будет одержана Зыбиной на дебютной для сборной СССР Олимпиаде-1952 в Хельсинки. Советская спортсменка обыграла немку Марианну Вернер и подругу по команде Клавдию Точенову, установив новый мировой рекорд — 15,28 м. После этого Зыбина на несколько лет застолбит за собой звание лучшей в толкании ядра.
«Вообще-то на меня ставили не в толкании ядра. На последней прикидке в Выборге спокойно метала копье на 52-53 метра. Этого хватило бы для золота — чешка Дана Затопкова выиграла в Хельсинки с результатом 50,47. А у меня 48,35 — и четвертое место.
Я хорошенько размялась, как вдруг выяснилось, что старт отложен. Затянулись соревнования по метанию молота. Час с лишним просидела. И сгорела. В секторе была пустая, как барабан. Мне кажется, организаторы специально тянули время — чтоб вычеркнуть Советский Союз из числа фаворитов», — вспоминала Зыбина в интервью «СЭ».
О достижениях Зыбиной знал весь мир. Через два года после успеха в Хельсинки легкоатлетка даже познакомилась с художником Пабло Пикассо. Это случилось во время визита во Францию, где среди 16 делегатов Галина была единственной спортсменкой.
— Когда на юге проезжали мимо городка Валлорис, кто-то предложил заглянуть к Пикассо: «У него домик здесь, недавно часовню расписал…» Я понятия не имела, кто такой Пикассо. Да и разморило в дороге. Решила подремать в автобусе, никуда не пошла. Через некоторое время возвращается переводчик. «Галя, выручай!»
Пикассо оказались не так интересны те, кто пришли в гости. Когда он узнал, что в составе делегации есть олимпийская чемпионка, попросил немедленно позвать. Художник понятия не имел, чем занимается Галина, поэтому ей пришлось показывать. Ядра у Зыбиной с собой не было, но нашелся кирпич. Чемпионка мастерски метнула его через забор, получив аплодисменты от знаменитого творца. Пикассо сравнил ее технику с балетной, подарив на прощание вазочку с клеймом.
Первое поражение у Зыбиной случилось в сезоне 1956 года. Началось все на чемпионате страны, а продолжилось на Играх в Мельбурне, где ей помешала жара и измененный толчок. В Токио чуда тоже не случилось — только бронза.
— 1964-й, Олимпиада в Токио. У меня спондилез. Врач написал: «В связи с нервным напряжением поставить «блокаду» за сутки до старта». Виктор Ильич запретил колоть обезболивающее. Опасался, что помешаю Тамаре Пресс. Она и выиграла, у меня — бронза. А на свою пятую Олимпиаду не попала.
Скандал в сборной из-за Пресс поставил крест на карьере Зыбиной. Она была убеждена, что ее партнерша по команде была не совсем женщиной. Думали об этом и другие спортсмены. Они написали коллективное письмо в ЦК, но ничего хорошего это не принесло. Алексеев, который тренировал сестер Пресс, всячески топил за результат, не думая о том, что они немного отличаются от всех остальных. Позже специалист начал мстить Зыбиной. В Мехико легкоатлетка не поехала после заявления Алексеева о том, что пора уступать дорогу молодым.
— Хоть считалась вторым номером в сборной, конкурентов не было. Повезли Иру Солонцову, у которой с диском лучше получалось, чем с ядром. Заняла седьмое место. А я бы и в 37 боролась за медаль. Так закончилась моя карьера в сборной длиною 21 год и 7 месяцев. Из них 19 лет — на пьедестале.
«Это победа» — телеграм-канал Виктории Дмитриевой. Там еще больше крутого спорта!
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене