«Америка нам завидует». Легенды спорта Зайцева и Журова о беспрецедентном произволе со стороны МОК
Рекомендации Международного олимпийского комитета (МОК) большинству в России показались неприемлемыми. Лидеры мнений считают, что соглашаться на предложение МОК никак нельзя.
На пресс-конференции Общественной службы новостей биатлонистка Ольга Зайцева, конькобежка Светлана Журова и спортивный юрист Сергей Алексеев еще раз обговорили то, что будоражит общественность последние несколько дней.
Sport24 послушал спикеров и выделил самое главное из их монологов.
— Мое мнение было и остается прежним, когда еще какие-то рекомендации до этого МОК давал, — я однозначно не согласна с такой постановкой предложения, что для поездки на Олимпиаду мы должны подписать какие-то бумажки. Ехать мы категорически не должны, а наше руководство должно принять решение. Спортсмены будут его исполнять.
Это решение неприемлемое, жестокое, ущемляет все права человека. Я даже слов не могу найти, какие МОК нам дал рекомендации. Мы не люди для них. Мы должны игнорировать эти рекомендации и сказать свое решение, что нет «никаких нейтральных флагов, бумажек подписывать, только российский флаг, только спортсмены России».
— Вы считаете, что ОКР или Россия должны заявить, что спортсмены никуда не едут, и не спрашивать у спортсменов?
— Это решение, наверное, каждого спортсмена. Но, я считаю, что эта ситуация началась с моего века, с 14-го года, когда нас обвиняли. Это политика идет. Мы — спортсмены, как воины на спортивной арене, поэтому, конечно, должны прислушиваться к своему руководству. И вот эти люди, которые предлагают это, они разделяют нас на два общества, ссорят нас. А все знают, когда поссоришь сильную команду, страну, происходит разлад. У них такая тенденция, что они вносят разлад в нашу страну. Они знают, что наша страна — самая сильная, наши спортсмены — самые сильные. Они понимают, что без наших спортсменов им плохо соревноваться, хоть они может это и не озвучивают. Я еще раз повторюсь, что наши спортсмены — самые сильные, самые лучшие. Наша страна — великая держава. Все остальные страны, конкретно Америка, нам завидуют.
Мы должны объединиться. Должно быть какое-то одно решение. Надо идти к той цели, к которой нас ведет наше руководство, страна. Мы должны быть патриотами. Мы все должны объединиться, идти в одном направлении, как наши ребята-солдаты идут защищать нашу страну. Мы здесь на стороне должны объединиться, не решать частные вопросики.
Это все пройдет. Сейчас, да, к сожалению, такая ситуация, но это все кончится. Настанет нормальное мироздание, в котором будут существовать нормальные люди, все будет по-человечески, по Богу. Тогда и вернутся все соревнования, и Олимпиада. Все вернутся к нормальному течению жизни. Сейчас же просто какой-то водоворот. Это просто реально надо переждать, собраться с силами. Со стороны опытного спортсмена скажу, что все это проходящее, дальше будет лучше. Всем в жизни дается какой-то урок, препятствие, чтобы мы росли на нем, учились. Молодым спортсменам тяжело, но они должны прислушиваться к старшим. Еще раз повторюсь, все это пройдет, все будет восстановлено. Потом уже будут победы Олимпийских игр, спортсмены России.
Я думаю, что это неинтересно — завоевывать медали в нейтральном статусе. Этим предложением они уничтожают сущность человека. Мы должны упасть перед ними на колени, как говорят простые люди, подписаться, расписаться можно поехать на Олимпиаду . Я считаю, что это того не стоит.
Думаю, у кого спортивная молодость закончилась, они уже немного заработали себе, если для них это в приоритете стоит. А те, кто молодые сейчас, начинают набирать свою спортивную форму, у них все впереди, заработают. Спорт — не сиюминутный результат. Спорт — когда ты поучаствовал не в одной Олимпиаде, а в двух-трех. Ну, пропустили там раз Олимпиаду, у тебя впереди еще несколько. Я не считаю, что это смертельно.
Сейчас наше государство дает спортсменам все. У нас весь сезон был в стартах, пропусков не было, призы денежные очень хорошие. У спортсменов сейчас есть все возможности, чтобы улучшить свое материальное положение.
Сергей Алексеев
— С точки зрения права это беспрецедентный произвол, серия политических, а не юридических решений против российского спорта. Грубейшим образом нарушена Олимпийская хартия. Никакого бойкота быть не может, потому что российский спорт находится под политическими санкциями. Те условия, которые нам предлагают, не отменят их, а делают какие-то послабления. Поэтому сборные под санкциями, речи о бойкоте идти не может.
Следует, наверное, обжаловать это решение в соответствии с международным спортивным правом. Не решение Исполкома МОК, скорее всего, потому что его сложно обжаловать согласно Хартии, и оно носит рекомендательный характер. Скорее можно обжаловать решения федераций, которые будут конкретные карательные решения принимать.
Что касается спектакля, политического и юридического нападения на российский спорт, это противоречит и Хартии, и международным конвенциям. Политика откровенно вмешивается в спорт, а это запрещено. И не только Хартия, но и несколько резолюций ООН говорят, что спорт и политика не совместимы, а спортивные федерации — автономны, вмешиваться противоправно.
Конечно же, здесь элемент дискриминации налицо. То есть по национальному признаку, по признаку принадлежности к государству. Решается, поедет спортсмен или нет, в зависимости от того, где он живет. Этот запрет прописан в Хартии, международных конвенциях, уголовном праве. Верховенство права никто не отменял. Это вопрос времени, как это можно дальше раскручивать.
И, конечно, здесь нарушен принцип равноправного доступа к участию в соревнованиях. Здесь обжаловать, смотреть решение и исходить из этого.
Если говорят, что командные виды спорта запретили, те, кто находятся на военной службе — им тоже запрещают. А почему? Свыше 20 военных конфликтов сейчас в мире. Посмотрите, Армения и Азербайджан, арабо-израильский конфликт, ОАЭ, Таджикистан и Узбекистан, Йемен. И со спортом это никак не связано, потому что согласно Хартии международные соревнования — между конкретными спортсменами, а не между странами, спортивными организациями. Если спортсмен ничего не нарушал, а из наших спортсменов никто ничего не нарушал, это уже превышение полномочий.
Закон и все нормативные акты на нашей стороне.
— Я всегда говорю в таких случаях, что надо успокоиться. Надо философски к этому отнестись. Надо посмотреть, когда придут официальные бумаги. И дать возможность жестко себя проявить западным странам. Они уже это делают. Пусть они объявляют бойкоты, будоражат своих спортсменов. Чем меньше мы будем привлекать к этому своих спортсменов, ставить их на Красную площадь и говорить: «А с кем ты? Давай сейчас определись». Просто нужно посмотреть как это, к сожалению, делают западные страны, которые собираются бойкотировать Олимпиаду без условий, а просто за участие без флага и гимна России. Пусть они выскажут свои позиции и доведут МОК до истерии. Мне просто интересно будет на это посмотреть.
Боюсь, условия, которые нам выставят, неприемлемы. И здесь вопрос «надо ли нам использовать слово «бойкот». Одно дело, что мы не соглашаемся на неприемлемые условия. Но мы не говорим, что бойкотируем. МОК под это слово, к сожалению, может подтянуть всякие свои юридические нюансы. Я так понимаю, что за бойкот дисквалификация может наступить только во время Олимпиады, когда какая-то страна говорит: «А мы сейчас бойкот устроим и уедем». Все остальные интерпретации бойкотов пока не так прописаны, но они могут возникнуть.
Самое неприятное, что наших спортсменов разделят на белых и красных, черных, белых. Не знаю, каким образом они будут метить. Сейчас на МОК свалится функция определить, какой спортсмен поддерживает СВО, а какой — нет, какой — высказывался, какой — нет. Это сколько сейчас надо пересмотреть интервью, сосцсетей. Кто этим будет заниматься? Томас Бах? Понятно, что будут даны задания за деньги нашим общественным организациям, которые подготовят эту информацию. А как подготовят — вопрос.
Теперь представьте, что в одной команде посчитали, что он едет на соревнования, а другой — нет. Внутри команды какое будет настроение? Это история другая. Не та, что была год назад. Одно дело было за допинг, другое дело — сейчас за политические моменты. Когда идет СВО, невозможно принять такие условия.
Про альтернативу. Есть страны, соревнования, куда нас приглашают, где мы вообще будем с флагом и гимном. Может быть, нам участвовать в соревнованиях, где дают флаг и гимн, никто у нас не забирает это. Это будет более приемлемо для спортсменов, они не будут чувствовать, что их этого лишают и в том числе международного опыта. Правда, у зимних видов спорта посложнее, чем у летних. У летних таких Игр больше.
Мы можем на данный момент времени обеспечивать спортсменов соревнованиями, чтобы у них был международный опыт. И внутри страны поддерживать наши российские соревнования.