«Попытка сломать то, что прекрасно работает». В Кемерово обсудили законопроект о реформе лотерейного рынка
В рамках Х Международного форума «Россия — спортивная держава!», который проходит в Кемерово, состоялось обсуждение законопроекта о передаче контроля над лотерейным рынком «Единому регулятору азартных игр» (ЕРАИ). В дискуссии приняли участие ведущие участники рынка и эксперты.
Представители лотерейной индустрии, игорной отрасли и спортивных федераций выступили с критикой законопроекта. По мнению экспертов, действующий механизм регулирования работает стабильно. Об этом говорит в первую очередь стабильный рост целевых отчислений в государственный бюджет. Вносимые же изменения могут сломать эффективную систему.
«Существующие сегодня механизмы регулирования гослотерей абсолютно прозрачны. Их регуляторами являются Министерство спорта и Министерство финансов, а контролирует лотереи Федеральная налоговая служба. Рост отчислений от лотерейной деятельности заложен в финансовую модель реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Существующий механизм финансирования, на наш взгляд и взгляд регуляторов, достаточно эффективен. За последние 10 и более лет нарушений по перечислению отчислений в государственный бюджет не фиксировалось, что говорит об эффективности существующей системы. Обсуждаемые поправки в законодательство — попытка сломать то, что прекрасно работает», — отметила заместитель генерального директора многопрофильного холдинга S8 Capital (в который входит «Столото») Екатерина Тутон.
Она подчеркнула, что лотерейная деятельность была законодательно отделена от азартных игр в 2014 году. Одним из самых больших отличий этих видов развлечений является розыгрыш призового фонда: от 50 до 70% гарантированно получают участники лотереи. При этом если накопленный призовой фонд не был разыгран на основе принципа случайности в течение года, то закон обязывает провести распределительный тираж и в принудительном порядке разыграть накопленные средства. Невостребованные выигрыши перечисляются в бюджет государства. Азартные игры регулируются другим законом. Там если призовой фонд, который может достигать 90%, не разыгран, то он достается казино или букмекеру.
«Регулирование букмекерского и лотерейного бизнесов в части отчислений сильно отличается. И в отношении букмекеров появление ЕРАИ стало развитием существующих институтов. Но вместе с ЕРАИ появились дополнительные требования, был увеличен минимальный размер целевых отчислений. В совокупности все эти факторы для некоторых компаний оказались невыполнимыми — они ушли с рынка, — сказал исполнительный директор Первой СРО Букмекеров России Олег Давыдов. — Целями ЕРАИ заявлен не только сбор целевых отчислений, но и регулирование рынка. Поэтому мы бы хотели более плотной работы в этом направлении, чтобы в едином регуляторе больше слышали участников рынка. Мы бы хотели, чтобы был налажен постоянный канал связи, были созданы консультативные органы. Но на сегодняшний день этого нет».
По мнению председателя Ассоциации операторов индустрии развлечений и спортивно-зрелищных мероприятий (АИРИС), директора по развитию ООО «Домейн» (игорная зона «Красная Поляна») Дмитрия Анфиногенова, рынки лотерей, букмекеров и игровых заведений контролируются налоговыми органами и представляют собой сверхпрозрачную структуру. Новый законопроект, в частности, наверняка отразится на инвестициях в этой сфере.
«Все бизнес-сообщество очень озабочено этим новым законопроектом, который, конечно, мы никак не поддерживаем. Если мы добавим к пандемии и другим действующим ограничениям законопроект, предлагаемый нашими уважаемыми законодателями, то сорвем работу бизнеса — его можно будет частично закрывать, а региональным и федеральным властям больше не ждать налоговых отчислений, на которые они рассчитывают, а ждать только взносов ЕРАИ. Конечно же, мы считаем, что этот законопроект не должен быть принят ни в каком виде», — сказал Дмитрий Анфиногенов.
При этом представители спортивных федераций отмечают, что еще одна проблема законопроекта заключается в распределении целевых отчислений. Так, предполагалось, что с появлением ЕРАИ количество денег, которые получают федерации, удвоится. «Но к настоящему моменту существование ЕРАИ на нашей деятельности никак не сказалось. Более того, сейчас мы наблюдаем уход букмекеров с рынка, что, опять же, на нашей деятельности сказывается негативно. И пока мы не понимаем, зачем именно появился ЕРАИ, — прошел уже год, а результатов для нас нет», — посетовал исполнительный директор Федерации американского футбола России Алексей Олдин.
Таким образом, вопросов и претензий к законопроекту у представителей как игорного и лотерейного бизнеса, так и у спортивных федераций много. Главный из них — зачем менять систему, которая и так хорошо работает. Ведь с 2014 года все лотереи в России — государственные, их организаторами являются Министерство финансов РФ и Министерство спорта РФ, а проводятся они под государственным надзором ФНС России. И из вырученных средств осуществляется финансирование социально значимых объектов и мероприятий, в том числе мероприятий по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва.