Нина Пономарева — первая олимпийская чемпионка в истории СССР. Победа пришла только в 1952 году

На каждой Олимпиаде всегда есть спортсмен, который становится чемпионом самым первым из команды, но удивить это может не каждого. Вот метательница диска Нина Пономарева (Ромашкова) смогла: вошла в историю СССР, выиграв для страны дебютное золото Игр. Это случилось в Хельскинки-1952.
Sport24 рассказывает историю легкоатлетки, которую иностранцы называли Железной леди.

Пономарева родилась в Свердловской области, где ее родители находились в ссылке. Будучи маленькой, Нина не понимала, что мама и папа отбывают срок. «Думала, энтузиасты, по доброй воле поехали лес рубить», — рассказывала она. В 1936 году, когда их освободили, семья осела недалеко от Ессентуков в доме, купленным бабушкой. Затем началась война, но и ее, несмотря на трудности, удалось пережить.
Спорт появился в жизни Пономаревой достаточно поздно. Начинала она вообще не с метания диска, а с бега. Сенсационное третье место на одном из местных стартов помогло обратить на себя внимание тренеров.
«В школу пришел военрук — тоже фронтовик. С ним я гранату-то и метала. Ой, далеко-далеко метала. И понеслось — Спартакиада, соревнования. Хотя вру. Сначала в магазине селедкой поторговала. Оттуда меня и вытянул инструктор по спорту, уговорил ехать на первенство края. Причем с диском у меня не все и не сразу сложилось. Чуть судью им не пришибла, хорошо, тот с реакцией оказался», — вспоминала Пономарева в интервью «АиФ».
В 1949-м студентка педагогического института взяла бронзу чемпионата страны и переехала в Москву. Уже через два года Пономарева станет лучшей в СССР, а потом отправится на Олимпиаду в Хельсинки.
В столицу Финляндии советская метательница приехала третьим номером. На нее особо никто не ставил, а она взяла и обыграла подруг по команде (Нина Думбадзе — серебро, Елизавета Багрянцева — бронза), установив новый олимпийский рекорд — 51,42 м. После тех Игр Пономарева установила мировой рекорд на турнире в Одессе (53, 61 м), выиграла чемпионат Европы и отправилась на свою вторую Олимпиаду в Мельбурн-1956.
Бронза, завоеванная там, почти что золото. В финале соревнований Пономарева выступала с травмой, полученной на разминке, а также после серьезных нервных потрясений, связанных с обвинениями в краже ободка с перьями за 5 фунтов в лондонском универмаге.
«Это случилось на матче сборных СССР и Великобритании — через два года после скандала с Куцем. Только теперь в роли жертвы оказалась я. В выходной привезли в торговый центр. Я выбрала ободок, положила в сумку, расплатилась. И побежала искать подружку, которая покупала платье.
Неожиданно приглашают в комнату. Думала, примерочная, подружка там. Но это совсем другое помещение. Помню, посмотрела на часы — 10:22. Через минуту открывается запасная дверь, входит молодой человек, по-русски произносит: «Я переводчик». Отвечаю: «Еще никто не спрашивал, кто я, откуда. Может, я француженка? Или немка?» Окончательно убедилась, что это провокация, когда к обеду принесли местную газету. С шапкой на первой полосе: «Пономарева в Мельбурн не едет! Советская команда теряет золотую медаль!» — рассказывала чемпионка «СЭ».
В итоге все закончилось благополучно, хотя спортсменке какое-то время пришлось посидеть под домашним арестом.

Свое легкоатлетка взяла на следующих Играх-1960 в Риме. Она уверенно обыграла соперниц, метнув диск на 55,10. Позже Нина признавалась, что могла показать результат и выше, но помешал дождь. Еще через четыре года в Токио она вообще не попадет на подиум (11-е место): пик формы пройдет на сборе в Хабаровске, а в столице Японии не останется сил на далекие броски. Как рассказывала Пономарева, ее вывел из строя Леонид Митропольский, который тогда являлся тренером Евгении Кузнецовой.
— Мне просто мозгов не хватило пропустить слова Митропольского мимо ушей. Подумать, что он тренер Жени Кузнецовой, и у него свой интерес.
В 35 лет такие вещи бесследно не проходят. Вместо того чтобы выложиться в Токио, все расплескала в Хабаровске. До донышка. На Олимпиаду прилетела абсолютно пустая, даже плечи не могла расправить. В секторе была не я — тень.
Тем не менее свой подвиг она совершила не в секторе, а за его пределами. Когда Пономарева поняла, что медаль ей не светит, помогла соотечественнице Тамаре Пресс выиграть соревнования. Та встала в ступор после нескольких неудачных попыток, Нина обложила ее матом, а потом подкорректировала движение, которое помогло здорово метнуть.

— После награждения Тамара протянула медаль: «На, она твоя!» А годы спустя на олимпийском балу, когда все говорят о себе, громко произнесла: «Если б не Пономарева, ничего бы я в Токио не выиграла!»
Вскоре спортсменка завершила профессиональную карьеру, сосредоточившись на тренерской деятельности в Киеве. С личной жизнью у нее не сложилось. Первый брак продлился всего несколько недель, а во втором хоть и родился сын, долгого счастья тоже не было. Тем не менее, Пономарева продолжала находить счастье в мелочах. В 1994-м даже вышла в сектор. На ветеранском чемпионате мира в Австралии она стала лучшей и в диске, и в ядре.