Меня едва не депортировали из Токио из-за двух слов. Японцы слишком правильные, чтобы проводить Олимпиаду

— Ваш тест не соответствует заявленному образцу.
— Но ведь он был взят правильно, только формулировка другая.
— Да, так и есть.
— Значит, я могу пройти?
— Нет.
Выше — милый (на самом деле — нет) диалог с сотрудником пограничной службы Японии сразу после выхода из самолета в Токио. Я знал, что прилет на Олимпиаду-2020 — это мощный квест. Но очень обидно оказываться на грани вылета на первом же уровне.

Меня отвели в маленькую комнату для прилетевших с проблемами. Дальше два пути — переделанный тест или депортация. Минус тысяча рублей роуминга в разговоре с медицинской клиникой в Сочи, где я сдал два теста и больше часа ожидания в компании девушки-офицера, которая не отходила от меня ни на метр, пытаясь завязать светскую беседу на ломаном английском, чтобы я сильно не волновался. От картинной японской доброжелательности становилось только страшнее.
В Сочи переделали тест — просто написали то же самое, но другими словами — словами, которые есть в бумаге у пограничников. В моем тесте в графе «биоматериал» было указано pernasaland postoral swab/discharge. Сделали naso and oropharyngeal, что означало те же самые ковыряния в горле и носу, но только в другой формулировке. Формулировке, которая была в японской методичке. Счастье, что в сочинской клинике в воскресенье люди реально работали.

Я пошел дальше по лабиринту из указателей. Дают бумажки, проверяют бумажки, забирают бумажки — в какой-то момент ты теряешь контроль над ситуацией и просто плывешь по течению.
Самое веселое задание квеста: тест на ковид по прилету — плевок в пробирку. Вернее, плевки. Нужно заполнить емкость до определенной отметки. Получается не у всех. Для этого в комнате для плевков висит фотография лимона — думаешь о нем и приходит слюна. Мне помогло.
Дальше все было быстро и спокойно: пришел отрицательный тест, получил аккредитацию, прошел таможенный контроль, проверку багажа, прыгнул в специальный автобус, дальше специальное такси (общественный транспорт для гостей запрещен на протяжении 14 дней) и добрался до отеля. С приземления до заселения прошло 6 часов. Это много, но могло быть хуже.

Такси — отдельный вид искусства. Всех участников Игр бесплатно отвозят до мест проживания. Водитель сидит за толстой пленкой, в масках и перчатках (а теперь вспомните такси в Москве или любом другом российском городе, ха-ха). Вид на Токио из окна — единственный способ насладиться олимпийской столицей на ближайшие 14 дней (журналистов пускают только на арены и в пресс-центр после 3-дневного карантина).
Необходимость заполнять кучу документов и сдавать тесты каждый день после заселения не отпала. Глобальных проблем в связи с этим две: плохой английский у японцев и узкая специализация каждого из них. В аэропорту ты передаешься от одного к другому слово эстафетная палочка, и каждый отвечает только за свои 5 метров пути, ничего не зная о том, что происходит на других этапах. Такая же ситуация и со службами поддержки: пробирки для сдачи тестов привозит один человек, забирает другой, а консультирует тебя и помогает все заполнять третий. На то, чтобы разобраться, уходит несколько часов.
Даже до Олимпиады все знали, что японцы невероятно правильные. За 15 минут, на которые мне позволили выйти в магазин, я не увидел ни одного человека без маски. На улице. В +30. Очень большой контраст с Москвой, где ты формально натягиваешь маску на несколько секунд, чтобы оплатить товар на кассе. Здесь по-другому. Правила есть правила. И в Токио их соблюдают всегда.
Коварный ковид сводит правильную нацию с ума. Если не забивать на все предписания, то голова рано или поздно начнет дымить. Похоже, скоро массовый пожар в головах организаторов все же произойдет. Игры стартуют только через 4 дня, а внештатных ситуаций все больше: где-то африканский спортсмен сбежал в город, а где-то британских журналистов якобы депортировали за поход в бар. Первой Олимпиаде в эпоху ковида не повезло с хозяевами — слишком правильными быть невозможно. И от этого будут страдать все. Во всяком случае, так кажется в первый день после прилета. Но точно можно сказать одно: Игры в Токио с точки зрения ограничений не будут такими лайтовыми, как футбольный Евро. Япония — это другая планета.