Красотка с Камчатки стала главным открытием ЧР по лыжам. Поговорили со Степановой о Дуде, Тутберидзе и Губерниеве
Вероника Степанова стремительно врывается в элиту российских лыж. В этом сезоне 20-летняя девушка стала чемпионкой мира среди юниоров, дебютировала на Кубке мира, где обыграла легендарную шведку Шарлоту Каллу и зажгла на чемпионате России, где взяла две бронзы (командный спринт и эстафета). Причем в классической эстафете Ника выдала мощнейший финиш, отыграв минуту (!) за 5-километровый этап. Это нужно видеть.
За Никой интересно следить уже сейчас: она весело ведет инстаграм, смешно отвечает болельщикам и прославляет родную Камчатку. Корреспондент Sport24 Константин Лесик встретился со Степановой на чемпионате России. Говорили о вулканической родине лыжницы, фильме Дудя, фанатах, Терезе Йохауг, самом красивом лыжнике, Губерниеве, рейтингах, Медведевой, Загитовой, Тутберидзе и даже Навальном. Читаем и начинаем болеть за Веронику уже сейчас.
— За прошедший сезон ставлю себе пять из пяти! Все поставленные цели были выполнены и даже перевыполнены. Выиграла личное золото юниорского чемпионата мира (до 20 лет), выступила на этапе Кубка мира, где тренер поставил цель попасть в топ-30, и я ее достигла (Вероника финишировала 27-й в гонке на 30 км. — Sport24).
— Спортсмены не очень любят говорить о конкретных местах.
— Мне так легче. Это помогает и мотивирует — ставишь маленькую цель и выполняешь ее. Из маленьких потом складывается большая.
— Какие еще были маленькие цели?
— Обыграть Шарлотту Каллу (трехкратная олимпийская чемпионка из Швеции. — Sport24). В масс-старте я увидела ее спину и пошла вперед. Обгонять ее было очень радостно (улыбается).
— Кого теперь хочешь обогнать на финише?
— Было круто бороться в створе с Линн Сван. Но ее спринтерские качества в створе пока развиты лучше, чем у меня.
— А Терезу Йохауг?
— Ой, не знаю. Но у нас в команде сейчас подбираются такие спортсменки, которые могли бы с ней бороться. Самый яркий пример — Татьяна Сорина. Она сейчас лидер сборной. Йохауг можно обогнать, это получалось у тех же Фриды Карлсон и Джессики Диггинс. Бывают трассы с разным рельефом, разные погоды условия. В общем, и не такие титаны иногда проигрывают.
— Часто удается приезжать домой?
— Где-то раз в полгода. Вопрос даже не в стоимости билетов, а в акклиматизации — 7-9 часов разницы. На адаптацию уходит неделя. У меня нет столько времени. Но я все равно поддерживаю связь с родителями — видеозвонки, смс. Они стараются меня лишний раз не беспокоить перед соревнованиями, но, когда у меня появляется свободное время, я, конечно же, общаюсь с ними.
Помню свой первый юниорский чемпионат мира в Лахти, готовились к нему в финском Вуокатти. Звоню родителям в 8 утра и говорю: «Добрый вечер!» (смеется). Другие ребята из команды спрашивают, с кем я так разговариваю. И я объясняю, что у нас разница 11 часов.
— Как ты встала на лыжи?
— Это случилось еще в детском саду. Нас поставили на деревянные лыжи, и мы катались вокруг нашего садика. В 7 лет, когда я шла во второй класс, меня отдали в школу олимпийского резерва в моем родном городе Елизово. Родители сами не занимались профессионально лыжами, просто у меня было очень много энергии, и ее нужно было куда-то девать.
Выбрали лыжи, потому что школа была в шаговой доступности. У нас еще развит горнолыжный спорт, но он более травмоопасен. К тому же беговые лыжи доступнее.
— Поделишься ярким воспоминанием из детства?
— Помню, как сидела в школе — за окном зима, идет сильный снегопад. А я в этот момент очень сильно хочу идти на тренировку. Снег для меня — всегда радость, к тому же в школе есть друзья, хороший коллектив.
— Чем занимаются твои родители?
— Мама — заместитель директора в мебельном цеху, отец — авиатехник в местном аэропорту. Он родился и вырос в Петербурге, куда мы стараемся приезжать каждый год к родственникам. Папа закончил в Питере военный университет, и его отправили на Камчатку, где он встретил маму и решил остаться. Еще у меня есть младшая сестра Надежда, она тоже занимается лыжами.
Мама, как и я, относится к камчадалам — коренному малочисленному народу севера. Мы как-то даже отстаивали в суде принадлежность к ним, раньше это давало льготы при поступлении в ВУЗ. Сейчас это дает право только на промысел — вылов рыбы, краба в определенном количестве.
— Язык не знаешь?
— Нет, даже мои мама и бабушка не говорили на нем. Но другие родственники говорили. Хотя на полуострове он распространен. У нас выходят новости сначала на русском, а потом на корякском. Сложный и интересный язык. Похож на какой-то из скандинавских.
— Надолго обычно приезжаешь домой во время отпуска?
— Недели две максимум. Но в этом году из-за ситуации с пандемией была в Елизово апрель, май и июнь. Обычно, когда приезжаю, занимаюсь делами, которые у меня накопились. Нужно закрывать долги по учебе.
В свободное время с друзьями занимаемся активным отдыхом — катаемся на горных лыжах, ездим на рыбалку, пикник, просто на природу, ходим в походы. У нас очень красивый край. Недавно была на вулкане Вачкажец, также один из сборов проходил у подножия Авачинской сопки, поднимались туда.
— Извержения видела?
— Нет (смеется). Активные вулканы находятся далеко. Та же Ключевская сопка. Я на ней никогда не была. Туда можно добраться только на вертолете. У нас вообще забавно получается. Есть знакомые люди, которые приезжают на Камчатку на одну-две недели и за это время посещают столько мест, в скольких я не была за свою жизнь.
Самый популярный вопрос ко мне: «Была ли ты в долине гейзеров?» Нет, я не была там. Кажется, что это рядом, в моем родном краю. Все-таки билеты дорогие. Да и сейчас я редко бываю дома. Руки пока не доходят.
— Сколько стоит билет на вертолет?
— В районе 25 тысяч с человека. Точно не узнавала. Но знаю, что есть льготы для жителей Камчатского края.
— Что из себя представляет Елизово?
— Тихий городок в 30 км от Петропавловска-Камчатского. Окружен сопочками. А Петропавловск на побережье, многие мечтают выйти на пляж к Тихому океану на знаменитый черный песок. Даже не знаю, что посмотреть в Елизово. Для туристов это скорее перевалочная база.
— Юрий Дудь в своем фильме про Камчатку показывал серфингистов. Распространенное занятие у вас?
— Есть любители, к тому же у нас работает магазин, где продают все для серфинга. Можешь заниматься, если хочешь. Но пока это все равно что-то новое. И не такое распространенное, как лыжи или сноуборд.
— Есть то, что не понравилось в том фильме?
— У Дудя все было четко разложено. Все по делу, как есть. Но это было подано не в очень позитивных тонах. Это моя родина, о которой я вспоминаю с радостью и улыбкой.
Петропавловск все равно развивается. За последние 5-10 лет он сильно преобразился — улучшили горнолыжную базу, развивают спорт, строят новые жилые дома, несмотря на то, что люди уезжают на материк. Уровень жизни растет. Наверное, можно было подать это позитивнее.
Согласна, что туризм не очень доступен из-за цен. Авиабилеты в центральную часть России дорогие, хотя сейчас и сделали льготные тарифы для жителей Камчатки. Планировать отпуск все равно нужно за полгода. И сильно заранее брать билеты, чтобы вышло дешевле.
— Ты поездила по миру, последние заграничные соревнования у тебя были в живописном швейцарском Энгадине. Где красивее: там или на Камчатке?
— На Камчатке. С каждым годом я все сильнее и сильнее люблю родной край. Здесь потрясающая энергия от вулканов, которая придает сил.
— Ты сейчас учишься в Петропавловске?
— Да, в КамчатГТУ, на очном отделении. Помню, как-то вернулась на родину на первом курсе после трех месяцев отсутствия. Идет занятие по высшей математике. Преподаватель видит меня и говорит: «А ты у нас новенькая?» Приходится объяснять, что я со сборов. В общем, дистанционное обучение у меня началось до того, как это стало мейнстримом.
Многие преподаватели идут навстречу, но есть и те, кто не понимает, как можно совмещать спорт и учебу. Считают, что нужно полностью посвящать себя только одному делу. И большое спасибо одногруппникам, которые помогают, присылают конспекты.
— Планируешь оставаться на очном?
— Да, конечно, в следующем году Универсиада. Обучение на очном отделении — обязательное условие для участия.
— Твоя специальность «экология и природопользование» — это то, с чем ты хочешь связать свою жизнь после лыж?
— Это скорее что-то отвлеченное. Меня часто спрашивают, почему я не пошла учиться на тренера, но это не совсем мое. Еще я понимаю, что жизнь спортсмена не такая длинная. И нужно будет что-то делать дальше.
— У тебя очень интересный инстаграм. Как придумываешь посты?
— Придумывать подписи к публикациям — моя фишка. К чему-то прихожу сама, где-то беру идеи других, нахожу интересные темы, которые могла бы осветить. Иногда пишу стихотворения.
— Придумаешь стихотворение про бронзу чемпионата России?
— Думаю, да. У меня уже получается сочинять стихотворения на определенные темы, которые вызывают эмоции. Бронза ЧР — однозначно такое событие. К тому же на этом чемпионате с Камчатки только два человека — я и мой тренер Дмитрий Владимирович Бородин.
— Инстаграм — развлечение или серьезное занятие?
— Лыжный спорт пока не так популярен, как биатлон. И нужно его освещать сильнее. Оказалось, что людям интересно то, что я делаю.
— Фанаты много пишут?
— Очень. Много реакций, пожеланий. Иногда даже присылают сообщения в стиле «Привет! Давай познакомимся».
— И что ты отвечаешь?
— Ничего не отвечаю (смеется). Либо говорю: «Спасибо большое, но у меня есть близкий друг. Так что, извините».
— Он тоже с Камчатки?
— Нет, он живет далеко-далеко от Камчатки. Он не спортсмен, но связан со спортом. Когда я на соревнованиях, поддерживаем связь на расстоянии. Но, если у него появляется возможность, он приезжает ко мне.
— В одном из интервью ты сказала, что на ЧМ тебе запомнился голый торс Йоханнеса Клэбо. Удивило, что скандинавские СМИ потом стали это форсить?
— Ха-ха. Ну, представь, если бы я сказала, что мне больше всего запомнилась, допустим, техника работы в подъем какой-нибудь Эббы Андресон. Это же скучно! Решила разбавить.
— На чемпионате России кто-то впечатлил в этом плане?
— К сожалению, никто не порадовал. Было не так жарко, как в Оберстдорфе. Но ребята в нашей сборной держат себя в форме, и это здорово. Есть на кого посмотреть, но уже почти все при женах.
— Кто самый красивый лыжник на твой взгляд?
— Француз Люка Шанава. Он выделяется больше всех.
— Ты меня заставляешь открыть его фото.
(вместе заходим в инстаграм к Шанава)
— Ого. И он затмил всех?
— Это точно!
— Ты сказала, что биатлон популярнее лыж. Почему?
— У него большая фанбаза. И цифры на ТВ говорят, что биатлон пока еще популярнее. Хотя случалось, что лыжные трансляции выходили вперед по рейтингам. Спасибо Матч ТВ, что показали юниорский ЧМ.
Популярность биатлона сложилась исторически. К тому же он гораздо зрелищнее. Больше факторов, от которых зависит победа. У лыжников все просто: кто сильнее — тот и прав. В биатлоне может вмешаться стрельба, ветер.
В любом случае все зависит от результатов. В 2013–2014 годах я смотрела только биатлон, а лыжами особо не интересовалась.
— Кто был любимчиком на тот момент?
— Мартен Фуркад. Он был лидером.
— Похоже, у тебя особая любовь к французам.
— Ха-ха-ха, да. Что-то в них есть.
— В этом сезоне смотрела биатлон?
— Не особо. Максимум гонки три.
— Сама не думала взять винтовку в руки?
— В детстве мне предлагали поучаствовать в турнире на призы Дмитрия Ярошенко у нас на Камчатке. Я даже месяц ходила в тир, тренировалась. Научилась держать винтовку.
Но об этом в последний момент узнал мой личный тренер Петр Иванович Яковлев и строго запретил мне участвовать в том турнире. Боялся, что перейду в биатлон. На него, кстати, сейчас выделяют больше финансирования, хотя результаты лучше в лыжах. Но так сложилось.
До того, как я попала в юниорскую сборную России, я часто тренировалась с командой Камчатского края по биатлону, мы выезжали на сборы.
— Когда ты видишь в гонках российских биатлонисток с не очень высокой скоростью, были мысли взять в руки винтовку и попробовать себя в другом виде спорта?
— В шутку — были. Но в биатлоне стрельба играет действительно большую роль. Особенно в юниорском возрасте. Сколько там штраф, если промахнешься в индивидуальной гонке?
— Минута.
— Минута! Как ее отыграть на круге в 3 км? Даже не знаю, какие нужны способности.
— Шведские лыжницы предложили уравнять дистанции для мужчин и женщин. Что думаешь по этому поводу?
— Если честно, я категорически против. Не знаю, почему они так думают. Раньше всех все устраивало. На чемпионате России были одинаковые круги у мужчин и женщин в спринте — 1700 метров. И мы бежали его почти 5 минут. Это уже не спринт! Пришлось тратить очень много сил, обычная длина круга 1,3 — 1,4 км, на что уходит около трех минут.
— Вице-чемпионка общего зачета Кубка мира Юлия Ступак известна своими танцами на подиуме. Хотела бы повторить?
— Мне очень понравились ее танцы. Конечно, хотела бы повторить. Я бы даже согласилась исполнить что-то вместе с ней.
— На чемпионате мира по лыжам играл гимн FIS в честь Саши Большунова, на ЧМ по фигурному катанию — Чайковский. Имеет значение, что играет, если это не гимн страны?
— Конечно, Чайковский лучше. Помню, как в честь меня поднимался флаг и играл российский гимн. И у меня промелькнула мысль, что это последний чемпионат, где он может играть. Ведь запрет распространяется только на взрослые ЧМ.
— За какими видами спорта следишь? Видел у тебя в подписках Алину Загитову, «Зенит».
— Вместе с папой мы смотрим и болеем за питерские команды — «Зенит» в футболе и СКА в хоккее.
Конечно, слежу за фигурным катанием. Особенно в прошлом сезоне, сейчас не всегда получается смотреть турниры. В основном это короткие нарезки в инстаграме или на ютубе. Очень радостно, что наши одиночницы заняли весь подиум на ЧМ. Фигурное катание — красивый и тяжелый вид спорта. Я больше слежу за женским одиночным, чуть меньше — за мужчинами и парами. Девочки становятся чемпионками в совсем юном возрасте. Это тяжелый труд. Я по себе знаю, сколько времени уходит на тренировки. И как сложно это совмещать с учебой.
— Стандартный вопрос для зрителя фигурки. Медведева или Загитова?
— Ого, тут тяжело выбрать. Думаю, Медведева. У нее боевой характер. Она пробует что-то новое, экспериментирует, рискует. И мне это нравится. Может взаимодействовать со своей аудиторией так, чтобы она ей помогала и поддерживала. Не знаю, как это объяснить, но она меня притягивает больше.
— Тутберидзе или Плющенко?
— Тут проще — Тутберидзе. Этери Георгиевна вырастила и воспитала очень много титулованных спортсменок. Мне очень понравилось ее интервью у Владимира Познера. Было трогательно, когда она рассказывала о своем начале карьеры, как искала работу в той же Америке. Проделала серьезный путь для серьезного успеха.
— Также ты подписана на Алексея Навального. Интересна его судьба?
— Да, подписана. Просто слежу и наблюдаю за ситуацией со стороны. О нем говорят люди. Интересно его дальнейшая судьба, как это все будет развиваться. Я этого человека не знаю, но особого доверия у меня к нему нет. Критиковать и судить со стороны могут все. А что-то предлагать взамен…
— Ты большой специалист по лыжным мемам, у тебя даже есть для них отдельный аккаунт в инстаграме. Какой мем самый смешной, на твой взгляд?
— В этом плане Глеб Ретивых — большой красавчик. Однажды он споткнулся и нырнул рыбкой в снег на одном из турниров, а потом предложил отфотошопить болельщикам это фото. Вышло круто!
— А забавные ситуации на гонках происходили?
— Как-то на турнире в Сыктывкаре я по ошибке взяла лыжи другой спортсменки из другого региона. Подумала, что это мои. В итоге перед самым стартом ко мне прибежал тренер, и мы успели поменять инвентарь.
— Разборки вне трассы вроде той, что случались с Александром Большуновым и финном Йонни Мяки, добавляют лыжам зрителей, но могут отвлекать спортсменов. Как относишься к подобным вещам?
— Согласна, что это может отвлекать. У нас очень важна психологическая концентрация. Но у меня нет такого, что я выхожу на разминку и у меня какое-то волнение. Я могу спокойно попозировать для фотографа.
— Интервью бы дала перед стартом?
— Да, конечно же. Вообще спокойно. Меня бы это никак не отвлекало. Это не влияет на мое состояние. Например, после квалификации спринта я могу пойти в номер и поспать полчаса перед четвертьфиналом.
Я за то, чтобы о лыжах больше говорили и больше давали спортсменам высказываться. Журналисты — важное связующее звено между лыжником и болельщиком.
— Губерниев — красавчик?
— Он молодец (смеется). Умеет питаться от негатива в свой адрес, брать от него энергию. Разворачивает критику в свою пользу. Кто-то думает, что он плохой, но трансляции с его комментариями дают большие рейтинги. Губерниев умеет делать хорошо.
С другой стороны, «Евроспорт» не все смотрят, потому что там не все так просто, есть платная подписка на мобильных девайсах. Некоторые не готовы платить за трансляции. И это, кстати, очень странно. Я, например, лучше заплачу, чтобы посмотреть качественное кино или какие-то спортивные соревнования. Это гораздо лучше и приятнее, чем пользоваться какими-то сайтами, непонятными ссылками. Я с удовольствием покупала платные трансляции юниорского ЧМ по лыжам в 2019 и 2020 годах.
— Ты участвовала в съемках фильма про Елену Вяльбе. Как это было?
— Фильм «Белый снег» — потрясающее событие для популяризации лыж. Было радостно в нем поучаствовать. Когда мне предложили поучаствовать, я была на подготовительном сборе перед юниорским чемпионатом мира год назад.
Съемки проходили в Кировске в даты юниорского первенства и чемпионата России. Я посоветовалась с тренером. Он сказал, что отказываться глупо. Когда еще будет такая возможность? Была дублером итальянской лыжницы Стефании Бельмондо.
На съемках было круто, это было сразу после ЮЧМ — как раз отличная возможность перезагрузиться и набраться новых эмоций и сил. Там было очень интересно. Большой коллектив, все слаженно работает, связано между собой.
Все было четко по графику, но многое зависело и от погоды. Бывало, что целый день снимали только финиш или только передачу эстафеты. Под конец накопилась усталость, но у нас был очень дружный коллектив, мы развлекались между дублями, играли, шутили.
— Снялась бы еще в кино?
— Да! Причем сыграла бы не обязательно лыжницу. Мне бы подошло все, что связано со спортом. У всех атлетов есть одни и те же черты характеры и эмоции, которые они переживают. И я бы смогла их показать.
Скачать приложение Sport24 для Android
Скачать приложение Sport24 для iOS
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.