Ольга Корбут была звездой гимнастики. Потом потеряла партбилет, уехала в США и обвинила тренера в изнасиловании
«Знаешь, толстуха, приходи завтра утром в мою группу», — с этих слов Ренальда Кныша началась история великой советской гимнастки Ольги Корбут. В 70-е годы она была одной из самых популярных женщин планеты и, хотя на международных стартах так ни разу и не выиграла личное многоборье (самый престижный вид программы), именно ее включили в гимнастический Зал славы под номером 1.
Взлеты и падения, скандалы и признания, всенародная любовь и продажа олимпийских медалей — создавалось впечатление, что в своей жизни Ольга Корбут попробовала абсолютно все. Ее история — на Sport24.
Родилась Ольга в белорусском городе Гродно в семье инженера и повара. Когда девочка училась во втором классе, ее в спортивную секцию пригласил Ярослав Король. Правда, местные преподаватели посчитали, что для занятия гимнастикой Ольга немного полновата. Но через два года состоялось то самое знакомство с Ренальдом Кнышем, который разглядел в 10-летней Корбут сумасшедший потенциал. Хотя у Ольги были все шансы выбрать не гимнастику, а футбол.
«Подозреваю, что какой-то черт во мне все же сидел с самого детства. Для укрепления авторитета решила даже стать футболистом. Стоять в воротах, где штангами служили портфель и кирпич, особых охотников не находилось, так что каждый раз мне без хлопот удавалось заполучить заветное местечко в дворовой сборной», — вспоминала Корбут.
Но все же гимнастика взяла верх. Со стороны казалось, что Корбут и Кныш составили идеальный тандем, который навсегда изменил историю гимнастики. Они постоянно совершенствовали программы, придумывали новые элементы — особняком здесь, конечно, стоит «петля Корбут». Впервые Ольга продемонстрировала ее на Олимпиаде в Мюнхене, где стала трехкратной олимпийской чемпионкой.
Мировая слава пришла к Ольге не только благодаря феноменальной технике — болельщики просто влюбились в ее улыбку. Над постановкой которой Корбут и Кныш очень упорно работали.
«Улыбку Рен ставил мне с такой же обязательностью, как и любой гимнастический элемент. При этом постановка шла исключительно во время соревнований, на тренировках я была вольна распоряжаться своим лицом как угодно: плачь, смейся, хмурься… А уж на официальном турнире, будь любезна, голубушка Корбутиха, покажи, на что способна.
Это была не просьба — приказ. Уже стоя на помосте, я оглядывалась, отыскивала Кныша на тренерской скамейке и видела, как он торопился поймать указательными пальцами уголки губ и растянуть их до невозможных пределов. При этом лицо Рена приобретало свирепое выражение, и я, внутренне прыснув, спешила надеть улыбку», — рассказывала Корбут.
В 1973 году гимнастическую сборную СССР пригласили на гастроли в США. Вместе со спортсменками в Америку летела и группа «Песняры», солистом которой являлся Леонид Борткевич.
«Я не был настроен на шумную компанию, и Ольга тоже забилась в укромный уголок салона — начали скучать вместе. И проболтали с ней семь часов кряду. «Я никогда не выйду замуж за артиста или спортсмена», — призналась мне она со смехом. Тогда наши пути разошлись, а через год Ольга позвонила мне ровно через несколько дней после того, как мне изменила первая жена.
Сама она тоже должна была выходить замуж, но поссорилась с женихом-спортсменом и буквально сбежала из-под венца. Когда она показалась у меня на пороге, я был ошеломлен ее красотой. «Можно войти?» — разрядила обстановку моя будущая жена. И вошла в мою жизнь на 22 года», — вспоминал Борткевич.
За два года до Олимпиады-76 Корбут сменила тренера — к поездке в Монреаль ее готовила Тамара Алексеева. Кныш вспоминал, что после ОИ-72 Корбут постоянно ленилась, зазнавалась, а в какой-то момент и вовсе перестала тренироваться. Их спортивные пути разошлись в 1974-м — в год, когда Корбут в последний раз выиграла чемпионат мира. В Монреале Ольга взяла золото в команде и серебро на бревно, а после Игр завершила карьеру.
Через несколько лет после ухода из спорта Корбут предложили стать тренером сборной СССР. Но оказалось, что прославленная гимнастка потеряла партийный билет.
«За такое в Союзе было наказание — на год исключали, а я не могла столько простаивать. А из Атланты мне поступило предложение заключить тренерский контракт. И я приняла его», — объясняет Ольга.
К переезду подтолкнули не только вопросы с карьерой, но и чернобыльская катастрофа, сильно ударившая по Минску. Корбут и Борткевич переживали за здоровье сына Ричарда, поэтому и решились на переезд в Штаты. В Атланте супругам выделили дом. Корбут тренировала юных гимнасток, ездила на показательные выступления, а также решила попробовать себя в конном спорте. Что чуть не закончилось трагедией.
«Перед одной встречей с журналистами в конюшне конь сбросил ее с седла и пробил копытом грудную клетку. У Ольги было три внутренних кровотечения, на моих глазах в больнице она чуть не умерла — уже начала синеть, когда ей сделали переливание крови», — вспоминал Борткевич.
В 2000 году Борткевич и Корбут развелись. Леонид вернулся в Белоруссию, Ольга же осталась в Америке. И во время очередного общения с журналистами рассказала о том, что во время Олимпиады в Мюнхене Кныш ее изнасиловал. В России на историю особого внимания не обратили, но в 2018-м Первый канал решил собрать всех героев на «Пусть говорят». Где Корбут поделилась новыми подробностями, которые немного противоречили первоначальной версии.
— Это было… Не знаю, как это назвать по-русски. Molesting… Домогательство. Перед Олимпийскими играми в Мюнхене он меня просто изнасиловал. Это правда. Я живу с этим. Это очень тяжело. Я скрывала это все. Это было очень стыдно. Это произошло в Минске в гостинице «Юбилейная» прямо перед Олимпийскими играми, когда мне исполнилось 17 лет.
«Вранье с первого до последнего слова. Клевета! Какое хамство, нахальство, паскудство!», — парировал Кныш.
Серия взаимных обвинений и оскорблений «ту самую правду» зрителям так и не открыла.
Помимо скандальных признаний постспортивная жизнь Ольги Корбут запомнилась еще и тем, что в 2002 году ее задержали за кражу в супермаркете. Говорили об этом примерно все, но оказалось, что Ольга просто забыла кошелек в машине. А в 2017 году появилась новость о том, что Корбут продала все свои олимпийские награды на сумму $230 тыс. Пресса тут же предположила, что продажа медалей связана с финансовыми трудностями, но Ольга это опровергла.
А еще Корбут очень хотела поработать с российскими гимнастками.
«Я сказала Виталию Мутко, что хотела бы делиться опытом с российскими гимнастками, мне есть чему их научить, у меня колоссальный опыт. И я бы оставила свою прибыльную деятельность в Америке ради этого. Он обещал подумать над предложением, но пока оно повисло в воздухе», — говорила Ольга в 2010-м. Дальше разговоров дело так и не продвинулось.