Скачки в России: история, главные ипподромы, современные проблемы
Первые чистокровные верховые лошади были доставлены в Россию в подарок графу Орлову, тому самому, кто создал знаменитую орловскую породу. При нем же и состоялась первая скачка на чистокровных верховых, в Москве, на Донском поле, 9 мая 1788 года.
Интересно, что правила для скачек тогда были разработаны намного лучше и точнее, чем для бегов. Определены вес жокеев, их цвета, призы были за «1 круг», «2 круга за 1», «3 круга за 1» с перескачкой, то есть побеждать нужно было дважды.
Набирал популярность и тотализатор. Общество так пристрастилось к ставкам и азарту, что в 1889 году Александр III издал первые правила для него:
«1) Тотализаторы могут быть открываемы исключительно для публики, заплатившей за вход на скачки и бега не менее 1 рубля, и устраиваются таким образом, чтобы лица, не внесшие упомянутой входной платы, доступа к ним не имели.
2) При игре на тотализаторах ставки ниже 10 рублей не допускаются.
3) Число скаковых и беговых дней в году, по мере действительной потребности для каждого скакового и бегового общества, определяется главноуправляющим Государственным коннозаводством по соглашению с министром внутренних дел».
Также в дни скачек и бегов в газетах запрещалось печатать сведения об оборотах тотализатора.
Впрочем, это не помогло оградить низы общества от траты всех сбережений на дозу адреналина. Люди передавали свои ставки знакомым, существовали и «сборщики», которые собирались деньги на тотализатор.
Во времена СССР скачки были не развлечением, а ближе к своей исконной функции — испытаниям верховых и рысистых пород. Ведь роль ипподрома — выявить самых быстрых или выносливых лошадей с целью улучшения породы. К сожалению, сначала война, а позже перестройка подкосили развитие скачек в России, так же, как и многие другие отрасли. Не просто подкосили, а даже отбросили назад.
На данный момент самые крупные ипподромы, на которых проводятся скачки, в России следующие.
Конечно, это Центральный Московский Ипподром, ЦМИ.
Самые яркие призы здесь на беговые состязания — Барс, Элита, Пион, Дерби, но также проводятся и скачки для чистокровных, арабских и ахалтекинских пород. Одной из самых известных скачек является «Русский аргамак», для ахалтекинских лошадей.
Вместимость у него далеко не рекордная, всего 3500 человек.
Казанский ипподромный комплекс значительно внушительнее. Его вместимость — до 6 тыс. человек. Как и другие ипподромы, он вмещает в себя и конно-спортивные комплексы, и манежи, и площадки для обучения, конкура, выездки, рестораны, зоны различных хозяйственных помещений. Но скачки он проводит не так часто, делает больше акцент на бегах.
Краснодарский ипподром проводит самые крупные призы в нашей стране. Он специализируется на скачках и регулярно устраивает состязания. Так, в ближайшее воскресенье, 20 июля, будут разыграны Большой приз, Большой Краснодарский приз Дерби, МСХ РФ, Абсента, несколько скачек для новичков. В год краснодарский ипподром посещает до 20 тыс. человек.
Ростовский ипподром часто устраивает скачки, почти каждые выходные, там выступают как чистокровные скакуны, так и буденовские, порода, хоть и не такая скоростная, как английская, но имеющая немало прекрасных качеств, выведена в России, является национальной гордостью.
Это один из старейших ипподромов на юге России, главная арена для испытаний лошадей с Северного Кавказа. Здесь начинал свою карьеру знаменитый Николай Насибов, жокей еще более знаменитого чистокровного Анилина. Вместимость комплекса — 5 тыс. человек.
Пятигорский ипподром устраивает скачки с мая по октябрь каждое воскресенье для арабских, чистокровных и ахалтекинских лошадей, как и везде, в любую погоду. Здесь проводится и стипль-чез, и барьерные скачки, кроме обычных гладких. Местные победители неоднократно участвовали и в скачках в Европе.
До 2000-х дорожка здесь была грунтовой, и ее состояние сильно зависело от погоды. После дождя она была вязкой, и преимущество получали сильные и выносливые лошади, а в сухую погоду скакуны ставили всесоюзные и всероссийские рекорды по резвости. В 2000-х ипподром был приватизирован, и новые хозяева совершили прекрасную работу по реконструкции комплекса, сделав дорожку синтетической, создав для нее автоматический полив, само здание приобрело современный вид. К сожалению, они не очень понимали, как сделать, чтобы ипподром приносил доход, и не прислушивались к тем, кто знает. Забирая большой процент от ставок, экономия на призовых, они добились снижения статуса комплекса в глазах владельцев лошадей и посетителей. На данный момент ОАО «Российские ипподромы» заключило договор о сотрудничестве с его руководством, так что есть надежда, что Пятигорский ипподром возродится.
Нальчикский ипподром — один из самых передовых. По результатам аттестаций и проверок он всегда получает высшие оценки вследствие личной заинтересованности властей в его процветании. Тут используются новейшие технологии для ограждений, дренажа (покрытия дорожек). Комплекс застеклен и вмещает 5 тыс. человек.
Он также регулярно организует скачки, но не имеет удобной страницы с расписанием, только не слишком активные соцсети, но результаты проведенных состязаний находятся в свободном доступе.
Другие ипподромы в нашей стране либо меньше, либо специализируются исключительно на бегах. Конечно, в Европе, США, Англии гораздо больше ипподромов и самого объема проводимых скачек. Но это не единственное отличие. У нас очень большая разница в качестве и контроле состязаний.
Десять лет назад эта отрасль находилась на уровне английской образца XVIII века, когда состоятельные люди собирались вместе за бокалом виски или вина, чтобы удовлетворить свои амбиции, зарядиться хорошими эмоциями, ощутить дух спорта королей. Им не жалко было потратить деньги на покупку и выращивание хороших скакунов, но не было дела до качества дорожки или ипподромной инфраструктуры. Вся экономическая составляющая сводилась к торговле лошадьми.
Когда запретили тотализаторы, ЦМИ вовсе едва не испустил дух, потеряв один из самых важных источников дохода, на его территории уже нацелились многочисленные застройщики. Но к счастью, в 2013-м конные тотализаторы были восстановлены, хоть и только для частных ипподромов.
У нас долгое время не было достаточного количества хороших лошадей и собственно скачек, адекватных правил испытаний и системы гандикапирования, подготовки и аттестации судей, контроля соблюдения правил, легитимной центральной структуры, способной разрешать спорные ситуации, системы лицензирования ипподромов, жокеев, тренеров, регулярного допинг-контроля, качественных дорожек и ипподромной инфраструктуры.
Все это дополнительно понижало культуру посещения скачек и проведения качественного досуга на ипподроме в том формате, как это принято в западных и азиатских странах.
На английские скачки часто приезжают любители со всего мира, ипподромы в Австралии или Гонконге служат местом отдыха для семей и проведения корпоративных мероприятий для компаний.
Уже была озвучена вместимость ЦМИ и Казанского ипподромов. В Дубае это 60 тыс. Скачки можно наблюдать из отеля, практически все окна выходят на ипподром, с моря, с трибун. На территории есть кинотеатр, пристань для яхт, бассейн, музей по истории конного спорта.
Ну хорошо, это ОАЭ. А вот лондонский ипподром «Нью-маркер». На своей территории в 1000 га он проводит, кроме конных состязаний, фестивали и концерты, здесь штаб-квартиры компаний, занимающихся разведением, продажей лошадей и организацией скачек. Здесь два ресторана, Королевский дворец, Национальный музей скачек.
В Гонконге ипподром — единственное место азартных игр. Установлены огромные, по 20 метров, экраны. Стойла для лошадей оборудованы кондиционерами и динамиками (от хорошей музыки у лошадей тоже повышается настроение, вы знали?).
Но не все плохо. Как раз в 2010-х стартовало сразу несколько крупных проектов по реновации ипподромов. Планируется уже включать в них и бизнес-центры, и конференц-залы, и рестораны, и торгово-развлекательные комплексы. Центральный Московский ипподром стал выглядеть значительно лучше, там появился хороший ресторан, зоны для отдыха, удобный балкон для наблюдения за занятиями в манеже.
Но в минус еще играет состояние всей конной отрасли в России. Утратив централизованное и государственное управление, она стала развиваться стихийно, если развиваться вообще. Конные заводы переходят в частные руки, частные руки не знают, что с ним делать, и переквалифицируют их на другие цели, распродавая лошадей по дешевке.
В общем, есть еще, что восстанавливать и куда расти нашим скачкам. А пока наблюдаем за гонками на ЦМИ, Краснодарском и Ростовском ипподромах и делаем ставки, поощряя их развитие.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.