«РУСАДА стало достойной антидопинговой организацией». Гендиректор WADA — о прогрессе России
В Москву приехал генеральный директор Всемирного антидопингового агентства (WADA) Оливье Ниггли и, помимо форума юных олимпийцев, заглянул в гости к Российскому антидопинговому агентству (РУСАДА). В прямом эфире VKLive Ниггли вместе с гендиректором РУСАДА Юрием Ганусом рассказали о важности образования, примирении и перспективах искоренения допинга в спорте.
О миссии WADA
WADA и все национальные антидопинговые агентства не правоохранительные органы. Мы здесь, чтобы помогать атлетам, служить им, защищать их права и делать так, чтобы у всех были одинаковые возможности. Нужно всего лишь соблюдать правила.
Юные спортсмены — будущее мирового спорта. Они еще не звезды и пытаются найти свой путь. Возможность объяснить им важность соблюдения правил чистого спорта — лучшее, что можно делать в качестве борьбы с допингом.
О методах борьбы с допингом в России
У РУСАДА есть горячая линия «Сообщи о допинге». То есть спортсмен может сказать: «У нас нечестная конкуренция. Я знаю, что есть нарушения, которые препятствуют реализации спортивных устремлений». И мы реагируем на все эти обращения.
Кто бы что ни говорил, это не доносчики. Не нужно проводить параллель с 30-40 годами прошлого века. Это другая миссия, миссия борьбы за справедливость. Если мы не остановим нарушителей, у нас будут соревнования киборгов. Победить киборга очень сложно.
О возможности исчезновения допинга
Сегодня ситуация довольно сложная. Сложнее, чем 10 лет назад. Но современные технологии помогут, нет никаких сомнений. Уже многое сделано. Главное, чтобы правила для всех оставались одинаковыми. Мы инвестируем в научные исследования, сотрудничаем с индустрией фармокологии.
Следующий шаг — инвестировать в искусственный интеллект. Мы собираем очень много данных, когда спортсмен проходит тесты. Это различные параметры, информация о кодах, производительности и так далее. На данный момент мы не так эффективно их используем, и нам есть где прибавить. За последние 60 лет технологии очень сильно развились. И искусственный интеллект может помочь не только сократить издержки, но и создать эффективные программы.
Но я все равно считаю, что в долгосрочной перспективе важнее образование, а не технологии. Это действительно поможет изменить мышление молодых спортсменов. Они попросту будут принимать решение не использовать допинг.
О мотиваторах допинга
Однажды попавшись на допинге, спортсмен уже всегда будет находиться в зоне контроля. Это подорванная репутация самого спортсмена, команды и страны. Но прежде всего это урон здоровью. Допинг не направлен на улучшения физического состояния.
Необходимо выйти из мира иллюзий. Мы понимаем, что является мотиваторами. Родители хотят, чтобы дети быстрее достигли высот, быстрее переехали из регионов в центральные города, и пытаются ускорить их развитие. Это ошибочный путь.
О доверии
Нужно быть честным в отношении себя и своей команды. Все думают, что сейчас мы закроем вопросы к российским спортсменам, которые существуют со стороны WADA и других международных организаций, и двери откроются. Ничего подобного. Еще потребуется время, чтобы восстановить доверие. И когда иностранные спортсмены негативно высказываются в отношении наших, мы должны относиться к этому с пониманием. Важно помнить, что это общая ответственность.
Поэтому нужно готовить и продвигать поколение спортсменов, которые будут добиваться настоящих побед, которые не отнимают. Россия — великая спортивная держава. Ее историю нужно приумножать, а не разрушать.
О преодолении кризиса между РУСАДА и WADA
Все мы многое поняли. РУСАДА в какой-то степени само себя восстановило, заново себя построило. Теперь РУСАДА — полностью независимый орган, что самое главное. Генеральный директор РУСАДА — тоже независим, он прибыл из области финансов, и теперь нет конфликта интересов.
Все это привело к тому, что РУСАДА стало достойной антидопинговой организацией. Мы не должны быть наивными, потому что многие вещи меняются, мы должны оставаться начеку, должны смотреть, как РУСАДА будет развиваться. Мы будем продолжать следить за тем, чтобы РУСАДА было независимым. Пока нас все устраивает.
О новом этапе развития РУСАДА
РУСАДА перестроено полностью. На самом деле, у нас изменено более 80% персонала и 100% инспекторов допинг-контроля. Инспекторы допинг-контроля у нас не в штате, это независимые лица, при всем при этом они действуют в соответствии с международными стандартами.
Теперь никто из управления РУСАДА не может сказать, как должны работать инспекторы допинг-контроля. Они руководствуются только международным стандартом, и это очень важно. Это одна из главных составляющих, потому что ранее от инспекторов допинг-контроля исходили достаточно большие риски.
Естественно, они выполняют работу от имени РУСАДА, выполняют наши миссии. Фактически мы действительно стали независимым агентством. Сейчас никто не может использовать РУСАДА. Наша задача — сохранить эту независимость.
О новом антидопинговом кодексе
Наша работа не может быть статичной, поэтому кодекс уже несколько раз пересматривался и изменялся. В 2015 году главное изменение касалось проведения расследований. Это, кстати, имело прямой эффект на Россию.
Сейчас в обществе есть социальные наркотики, не связанные со спортом. И мы должны решить, как не наказывать спортсменов. Мы должны найти правовые методы, как обеспечивать эту гибкость. Есть вопрос пищевых добавок, например. И некоторые спортсмены считают, что они им нужны. В эти добавки могут попасть какие-либо запрещенные вещества просто потому, что производитель их добавил. И если спортсмен может доказать, что ничего не принимал намеренно, мы должны помочь ему отстоять свою честность.
В ноябре на конференции в Польше кодекс будет готов. Затем будет год, чтобы национальные ассоциации его приняли, и в 2021 году эти правила уже станут общедоступными.
Прямую трансляцию в формате #VKLive организовала социальная сеть ВКонтакте. Эфир собрал более 500 000 просмотров.
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.