«Она прыгнет четверной первой из взрослых». Кто победил Алину Загитову в финале Гран-при

Алина Загитова не смогла победить в финале Гран-при. Олимпийскую чемпионку остановила Рика Кихира. Sport24 — о японской фигуристке, которая претендует на лидерство в этом сезоне.
Ее происхождение
Рика Кихира родилась в городе Нисиномия, недалеко от Осаки. У города большие спортивные традиции. И даже своим появлением он обязан стадиону Кошиен, который построили специально для матчей Национальной школьной бейсбольной лиги еще в 1924 году. Долгое время это был один из самых больших стадионов Азии — на 55 тысяч мест. Бейсбол в Японии — главный летний вид спорта.
Главный зимний — фигурное катание. Выбор Кихиры (и ее родителей) совсем не удивляет. Популярность фигурного катания в Японии началась именно с успехов девушек. В начале 90-х Мидори Ито выиграла чемпионат мира, серебро Олимпиады и первой в истории женского одиночного катания прыгнула тройной аксель и каскад из двух тройных прыжков. В 2000-х зажигала Мао Асада. На Олимпиаде в Ванкувере она заявляла сложный элемент три раза: один — в короткой программе, два — в произвольной.
Техническая сложность сразу стала главным оружием азиатских фигуристов. И в то же время — главной причиной для критики. Зрителям и экспертам не хватало эмоций.
«Японцы техничны, это видно невооруженным глазом, — рассказывал в интервью журналу «Эксперт» тренер Олег Васильев. — Что же касается эмоциональности, то она не в их традиции. Конечно, когда люди приходят в европейский спорт, они должны соответствовать его критериям. Но очень сложно бороться с тысячелетней культурой, в которой одно из главных искусств — театр кабуки, где лицо не должно выражать ни одной эмоции. На то, чтобы изменить своим привычкам, им нужно не одно десятилетие. Я некоторое время работал с японской фигуристкой Фуми Сугури. Узнал очень многие вещи, которые стали для меня откровениями. Например, у японцев не работают мышцы лба, которые у нас активно участвуют в мимике лица: они атрофировались за столетия их истории. Фуми, чтобы научиться пользоваться мимическими мышцами, ежедневно часами занималась.
Вообще работать с ней было очень интересно. Это совершенно другая культура, другое мировоззрение. Постоянное «да»; ни разу за все месяцы, которые мы работали, я не услышал «нет». Но это согласие вовсе не означало, что будет сделано, как я сказал. «Да» — это чисто японский ответ, а вот что дальше происходило у нее в голове, понять было сложно. Я старался пройти вместе с ней весь процесс восприятия информации».
Кихира исполнительна. Об этом не раз говорили тренеры и хореографы, работающие с ней. Но в остальном выгодно отличается от своих соотечественниц. Она хорошо чувствует музыку и умеет выражать эмоции. Это результат большой работы, которая началась еще в детстве. Каждый день маленькой Рики был расписан буквально по минутам: класс фортепиано в музыкальной школе, уроки классического балета, а еще — плавание, гимнастика и спортивные танцы.
Ее тренер
Практически с самого начала карьеры Кихиру тренирует Миэ Хамада. В прошлом — тоже фигуристка. Но без серьезных успехов. В то время, когда она была в своей лучшей форме, в Японии делали ставку на Эми Ватанабэ.
Хамада не в обиде.
«Эми была намного сильнее меня. Она восемь раз выигрывала национальный чемпионат. А в 1979 году завоевала бронзовую медаль на чемпионате мира — первую не только в истории японского женского катания, но и Азии. У меня же не получилось реализовать себя в спорте, возможно, именно поэтому я решила стать тренером.
Конечно, намного приятнее уходить из спорта, достигнув серьезных результатов. Но даже если эти мечты не сбываются, всегда можно использовать свои знания и опыт по-новому».
Чтобы таких знаний стало больше, сразу после завершения карьеры Хамада ненадолго переехала в Америку. А после возвращения обосновалась в Осаке. Ее первым тренерским успехом стала Юкина Ота, которая выиграла юниорский чемпионат мира еще в 2003 году, но из-за травм завершила карьеру слишком рано.
Хамада — достаточно жесткий тренер и непререкаемый авторитет для своих учеников. Главное требование — дисциплина. Она до сих пор проводит на льду по восемь часов в день и позволяет себе только один выходной в неделю.
Второй важный принцип — конкуренция. Еще несколько лет назад на тренировках девочки работали вместе с двукратным чемпионом Японии Ямато Тамурой. Теперь соревнуются друг с другом.
«На соревнованиях всегда нервная обстановка. К ней невозможно приспособиться, если во время тренировок все очень спокойно. Спортсмен, который рассчитывает на победу, должен на каждой тренировке доделывать все до конца. Если у тебя нет соперников, ты не можешь расти как фигурист».
Прямо сейчас ситуация в группе Хамады чем-то напоминает то, что переживали Этери Тутберидзе, Евгения Медведева и Алина Загитова перед Олимпийскими играми в Пхенчхане. У Миэ есть Сатоко Миахара и Рика Кихира.
Сатоко пришла к Хамаде, когда ей было 6 лет. Вместе они выиграли четыре чемпионата Японии и серебро чемпионата мира. И на старте этого сезона Миэ недвусмысленно давала понять, что делает ставку на более опытную ученицу.
«Я надеюсь, что побеждать будут те, кому есть 18. Мы хотим видеть во взрослом катании женщин, а не девочек, так ведь? Фигуристку, у которой есть история, а не только прыжки.
Прыжки очень важны, мы знаем это, но оценку за компоненты, артистизм тоже нужно учитывать. Это фигурное катание. Надеюсь, судьи понимают, что это важно для спорта».
Судьи все еще ищут баланс, но игнорировать ультрасложные элементы никак не могут, потому менее опытная, но более техничная ученица Хамады оказывается выше.
Ее техника
У Рики Кихиры действительно мощный контент. Самый дорогой из женских прыжков прямо сейчас — тройной аксель — заявлен и в короткой, и в произвольной программе. Причем в произвольной Рика делает его дважды. Сначала сам по себе, потом — в комбинации с тройным тулупом.
Раньше что-то подобное показывала Мао Асада, но у нее судьи регулярно видели недокруты. Техника Кихиры их устраивает. После короткой программы в финале Гран-при в итоговом протоколе почти все судьи оценили элемент на «плюс» три. В результате его стоимость выросла до десяти с половиной баллов (восемь из которых — базовые). И это при том, что стоимость ее программ изначально самая высокая в мире. По крайней мере, среди взрослых.
Сейчас в произвольной программе Кихира свободно прыгает восемь тройных прыжков, как минимум два из них — тулуп и лутц — с хорошим запасом. Это наверняка позволит добавить к ним по одному обороту. Четверной тулуп на тренировках уже получался. Миэ Хамада обещает — Рика совсем скоро исполнит его и на соревнованиях, первой из взрослых одиночниц.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.