«Я не сильно нужна российскому спорту». Звезда ОИ в Сочи объяснила досрочное завершение карьеры
Алена Заварзина — выдающаяся русская сноубордистка. Она — бронзовый призер Олимпиады в Сочи, обладатель полного комплекта наград чемпионатов мира, завоевывала Кубок мира. На Олимпийских играх в Пхенчхане Алена показала лучший результат среди всех российских сноубордистов (4-е место). Спортсменка хотела продолжать выступать, у Заварзиной были хорошие шансы победить на ЧМ-2019, еще раз выиграть общий зачет КМ. Но спустя несколько месяцев после ОИ-2018 Алена поняла, что не нужна российскому спорту.
После введения новых правил со стороны ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство), кондиции Алены Заварзиной больше не являлись пригодными для занятий спортом. По закону, Заварзина не имела права находиться в составе сборной России. Но Алена взяла на себя ответственность за свое здоровье и все-таки поехала на Олимпиаду. Никаких санкций в адрес чиновников не последовало.
В мае 2018 года Алена Заварзина получила письмо от ФСР (Федерация сноуборда России), в тексте которого констатировался факт невозможности ее выступлений за сборную России и призыв к прохождению УМО (углубленное медицинское обследование). Если Заварзина не пройдет обследование, то не получит президентскую стипендию за свои результаты за 2017-2018, а также финансирование на 2019 год.
3 месяца спортсменка молчала. Но информация о том, что Заварзина не получает зарплату, попала в СМИ. Когда Алену попросили прокомментировать ситуацию, Заварзина решила высказаться в интервью для сайта МАТЧ ТВ.
— Открою вам тайну. Я пытаюсь пройти УМО два последних года. Безуспешно. Ввиду ужесточения правил со стороны ФМБА мои кондиции больше не являются пригодными для занятий спортом. Хотя эти кондиции остаются неизменными в последние два года. Поэтому пройти обследование при всем своем желании я не могу. Следовательно, стипендию тоже никогда не получу, и на сборы мне финансирование не дадут. Поэтому ФСР мне и написало, что я в этом году не катаюсь. Все.
Я была раздосадована тем, что моя карьера заканчивается таким образом. Понимала, что при желании могу решить эти проблемы. По сути, это бюрократические проволочки, с которыми мне под силу справиться. Но взвесив все «за» и «против», я решила ничего не делать. Да, в течение карьеры я постоянно решала такие вопросы. Но это было во имя чего-то — выступления на Олимпиаде, победы в общем зачете Кубка мира. Сейчас я этой цели не вижу.
Выиграв общий зачет КМ в 2017 году, я не получила не то что надбавки к зарплате, а вообще зарплату за последующий сезон. Заняв на Олимпиаде четвертое место, я не получила компенсации за свои расходы на спортивного психолога и президентской стипендии. После побед в олимпийской дисциплине на чемпионатах России в последние два года мне предлагали решать свои проблемы самой. В общем, я не сильно нужна российскому спорту.
Три месяца я была в прострации и депрессии, так как не знала, что делать дальше. Понимала только, что связывать свое будущее со структурой спорта я не хочу. Эта структура выбила из меня весь дух.
У нас одна жизнь. Я хочу прожить ее с достоинством, уважением друг к другу и к своей родине.
Телефонный разговор с представителем Минспорта также сыграл важную роль. Заварзиной сообщили, что спортсменов 17 тысяч, и там не могут решать проблемы каждого. Но Заварзина — особенный человек и атлет. После таких новостей она поняла всю бессмысленность дальнейшей борьбы.
Алена Заварзина всегда была лояльна к президенту ФСР Денису Тихомирову, максимально поддерживала, оправдывала его, когда работу ФСР критиковали. Озвучив свои проблемы Тихомирову в 2016 году, Заварзина просила с уважением и достоинством их решить. Проблемы были решены частично и с большим трудом. Появились новые, например, с прохождением УМО. В ответ Тихомиров говорил, что денно и нощно бьется с ФМБА. Но ничего не происходило. Заварзину лишили тренера, с которым ее результаты росли. Алена не выдержала и решила закончить карьеру. И это огромная проблема для российского спорта, а заодно и мощный удар по репутации руководства ФСР. Боссы сноуборда решили зарыть сами себя.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.