Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Другие виды спортаОлимпийские игры
2 февраля 2018, Пятница, 16:17

Почему никто не верит, что в России нет допинг-системы

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Объясняем наглядно.

Когда слова расходятся с делом.

РИА Новости/Getty Images

Контекст. В декабре 2014 в эфире немецкого ARD вышел документальный фильм Хайо Зеппельта «Топ-секреты допинга: как Россия производит своих победителей». В нем супруги Степановы (Юлия, бывшая спортсменка, дисквалифицированная за аномальные показатели в биопаспорте, и Виталий, бывший сотрудник РУСАДА) рассказали о подмене допинговых проб в российской легкой атлетике. Эти рассказы заинтересовали ВАДА, которое инициировало специальное расследование. В результате в ноябре 2015 года Российскому антидопинговому агентству предъявили обвинения в массированных и систематических сокрытиях применения допинга российскими спортсменами, а глава московской лаборатории РУСАДА Григорий Родченков стал одним из главных фигурантов дела. По мнению экспертов ВАДА, именно он приказал уничтожить более 1400 проб, хранившихся в лаборатории, несмотря на прямые указания агентства сохранить все материалы. Все это привело к тому, что IAAF дисквалифицировала Всероссийскую федерацию легкой атлетики (решение до сих пор в силе), а ВАДА лишило лицензии Московскую антидопинговую лабораторию.

В это время в министерстве спорта решали совершенно другие задачи. Летом 2015 РФС объявил об увольнении главного тренера сборной России Фабио Капелло и начал искать деньги для того, чтобы выплатить отступные – порядка 930 млн. рублей. Поиски закончились как раз к осени. Чтобы внятно отреагировать на допинговые обвинения, у Виталия Мутко, который в сентябре был избран президентом РФС, сил осталось совсем немного. Выступая в Госдуме, он заявил, что факты, представленные в отчете независимой комиссии ВАДА, собраны не по законам Российской Федерации – использовались скрытые камеры и прослушка.

Родченков все же подал в отставку, которую Мутко сразу принял, но перед этим уточнил, что поддерживает бывшего главу Московской антидопинговой лаборатории. «Уничтожение допинг-проб проводилось в соответствии с циркуляром Всемирного антидопингового агентства», - говорил тогда министр спорта. Оспорить заявления ВАДА в судах никто даже не попробовал.

Сам Родченков в этом время покинул Россию.

РИА Новости/Getty Images

Контекст. В мае 2016 года Григорий Родченков напомнил о себе из Америки. В The New York Times вышла статья «Российский инсайдер говорит, что олимпийское золото подпитано государственным допингом». Речь – о чемпионах Сочи-2014. Если верить Родченкову, за несколько лет до этого в России при поддержке Минспорта разработали (и успешно обкатали во время чемпионата мира по легкой атлетике и других соревнований) целую допинг-программу. Коктейли из стероидов, алкоголь и подмена проб через дыру в лабораторной стене – все это ее части. А среди участников – главные герои Олимпийских игр: Александр Легков, Александр Третьяков, Александр Зубков, Алексей Воевода и Максим Вылегжанин.

В Москве продолжали отрицать любые обвинения, а все происходящее списывали на политическое давление и мстительность Родченкова, за которого до этого, к слову, заступались.

«Все озвученное бывшим директором лаборатории не может не шокировать. Однако учитывая, что он был освобожден от своей должности именно за манипуляции с пробами, все сказанное, возможно, не что иное, как сведение личных счетов. У нас давно были подозрения в его адрес, но в связи с тем, что государство не может вмешиваться в оперативную деятельность лаборатории, не было возможности получить доказательства его вины».

Следственный комитет расценил действия Родченкова как злоупотребление полномочиями и возбудил против него уголовное дело. Перевести разговоры в правовое поле окончательно так никто и не решился. ВАДА тем временем подключило к работе канадского профессора права Ричарда Макларена. Он начал свое расследование.

РИА Новости/Getty Images

Контекст. За месяц до начала Игр в Рио Ричард Макларен представил первый доклад. Он в целом подтверждал сказанное Родченковым. Но главное – обозначил некоторые фамилии и достаточно подробно описал технологию подмены проб. Систему употребления допинга и сокрытия положительных проб, по данным Макларена, контролировал замминистра спорта Юрий Нагорных. Еще один фигурант дела, впервые появившийся на страницах доклада, Евгений Николаевич Блохин. В официальных документах он проходил как инженер-водопроводчик. Но в докладе ВАДА ему отвели более существенную роль. По версии Макларена, Блохин – один из офицеров ФСБ, который работал под прикрытием и помогал Родченкову и Нагорных подменять пробы через отверстие в стене лаборатории.

«Блохин выносил «грязные» пробы и в течение двух часов возвращался обратно с «чистыми» пробирками», – говорится в докладе. «Чистый» биологический материал был собран заранее и хранился в одном из помещений ФСБ за пределами лаборатории.

Из важных доказательств, того, что с пробами проводили какие-то манипуляции – царапины внутри контейнеров, несоответствие ДНК и необычайно высокий уровень соли в некоторых образцах.

Доклад произвел впечатление и на спортсменов, и на представителей Международного олимпийского комитета. Россию планировали оставить без Олимпийских игр в Рио, а Виталий Мутко пообещал уйти в отставку, если это случится. Но тогда все обошлось. Международный олимпийский комитет не решился отстранить всю команду. Правда, выдвинул дополнительные критерии отбора. Команда автоматически сократилась с 387 до 285 человек. А Мутко и всех его подчиненных объявили в Бразилии персонами нон грата. В России обвинения в адрес минспорта снова остались без правовой оценки.

РИА Новости/Getty Images

Контекст. План кадровых перестановок в Кремле созрел к октябрю 2016 года. Виталий Мутко пошел на повышение и стал вице-премьером, а его место занял Павел Колобков, который до этого около шести лет был одним из заместителей Мутко. Второй заместителя – Юрий Нагорных – отправили в отставку. И сейчас занимается общественной деятельностью.

На Западе такая кадровая политика вызвала как минимум недоумение. Они привыкли, что люди, которых обвиняют (даже косвенно) в нарушении каких-либо норм, правил и законов, уходят добровольно в отставку или берут временный тайм-аут.

РИА Новости/Getty Images

Контекст. После нервной Олимпиады в Рио и всех кадровых перестановок могло показаться, что допинг-расследования в отношении России прекратились. На самом деле они просто переместились из публичного пространства в кабинеты двух комиссий Международного олимпийского комитета: одна перепроверяла сочинские допинг-пробы россиян, вторая – информацию о государственной поддержке допинга в России. С 1 ноября 2017 МОК приступил к решительным действиям. Как итог – пожизненный запрет на любое участие в Олимпийских играх для Легкова, Зубкова, Третьякова и других спортсменов, которые фигурировали в показаниях Родченкова и докладах Макларена. А 5 декабря исполком МОК приостановил деятельность ОКР. Это автоматически лишило российских спортсменов возможности участвовать в Олимпийских играх. При этом МОК, учитывая интересы чистых атлетов, пригласил в Корею отдельных российских спортсменов. Они смогут выступать в статусе «спортсменов-олимпийцев из России».

Для того, чтобы получить такое право, нужно соответствовать определенным критериям. Пока набралось 169 человек. При этом в последние дни января МОК без объяснения причин оставил без приглашений Антона Шипулина, Сергея Устюгова, Виктора Ана и других лидеров российской команды. Это решение они планируют оспорить в гражданских судах Швейцарии.

Функционерам минспорта в аккредитации на Игры-2018 отказали. Виталию Мутко и Юрию Нагорных пожизненно запретили участие в Олимпийских играх в любом качестве. А президент ОКР Александр Жуков временно лишился членства в МОК. На эти новости Виталий Мутко отреагировал через 30 часов: «Я в любой момент готов уйти в отставку, если это будет кому-то на пользу или нужно». Таких не нашлось.

Тем временем в зарубежных СМИ появлялись новые подробности этой бесконечной допинг-истории. Дневники Родченкова, опубликованные в New York Times, прямо указывали на Виталия Мутко как на одного из главных организаторов допинг-системы. Родченков часто упоминал встречи с бывшим министром спорта. Согласно опубликованным отрывкам, 3 февраля 2014 года он передал Мутко так называемый список «Дюшес», в котором были перечислены имена нескольких десятков российских атлетов, принимавших допинг. По логике ВАДА и МОК, именно их пробы впоследствии меняли.

Самое свежее интервью у Родченкова взял Хайо Зеппельт. Правда, самого Родченкова на видео нет – он участвует в программе по защите свидетелей, потому слышен только его голос. Ничего принципиально нового он не говорит, а весь фильм, скорее всего, задумывался ради одной фразы: «Цепочка была очень простая. Я отчитываюсь перед Нагорных, Нагорных перед Мутко, а Мутко перед Путиным».

За день до выхода фильма в эфир Виталию Мутко добавили полномочий. На сайте правительства РФ указано, что он будет координировать и давать поручения по вопросам организации, подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий (раньше чиновник занимался только чемпионатом мира по футболу-2018). Кроме того, он по-прежнему контролирует государственную политику в сфере развития физкультуры и спорта, туризма и молодежи.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0