«Крикнул «Стоп!» Может, надо было кинуть полотенце». Лучший ученик Емельяненко — о поражении легендарного бойца
Вадим Немков — чемпион Bellator в полутяжелом весе, которому в свое время удалось победить Райана Бейдера красиво. Последние два месяца лучший ученик Федора Емельяненко помогал своему тренеру готовиться к бою все с тем же Бейдером, а сегодня он выполнял роль секунданта и видел все происходящее в клетке с максимально удобного места. В своем интервью Ярославу Степанову Немков раскрыл причины поражения Федора, рассказал о проблемах в подготовке к бою, а также признался, что едва сам не вмешался в поединок.
— Какие эмоции были во время боя и после?
— Когда закончился бой, я был чуть рад и чуть не рад. Потому что я знаю, как шла подготовка у Федора. Знаю, что Федор умудрился в Америке приболеть чуть. Единственное, на что мы рассчитывали — что Федор попадет в первом раунде и закончит бой досрочно. А дальше: пять по пять — это было бы очень тяжело. Федор в декабре перенес коронавирус. Потом еще свиной грипп, и я переболел им тоже. Потом в декабре он поехал за визой в Бахрейн, ему ее не одобрили. Плюс в декабре у него «закусило» поясницу. Обострение грыжи. И в январе тоже — чуть потренировался, и опять «закусило» поясницу. И потом он уже поехал в Армению, новую визу делать. По сути, подготовка была очень плохая, очень скомканная. Единственный шанс был — лаки-панч. Но лаки-панча не произошло. Произошло то, что произошло.
С другой стороны, я рад, потому что каждый бой Федора — это очень волнительное мероприятие. И когда я участвую в подготовке, я очень сильно переживаю. А когда подготовка идет наперекосяк — переживаешь вдвойне, втройне. Но я рад, что не было прямого нокаута, серьезной травмы. Была остановка судьей. Федор дрался с мировым топом, Райаном Бейдером. Думаю, он многих победит в этом весе. Так что Федор не проиграл какому-то там пенсионеру. Он проиграл высококвалифицированному бойцу. Ничего страшного.
— Федор тоже понимал, что надежда может быть только на лаки-панч?
— Федор чуть подзарядился на удар. Я думал, что он чуть подвигается и будет более расслабленным. А он был слишком заряжен на одно попадание. Получилось так — значит, так должно было быть.
— Варианта сняться с боя не было?
— Нет. У нас в команде редко мы снимаемся с боев. Толик Токов дрался: у него за три недели до боя гайморит воспалился, и он две недели ходил две недели с трубкой. Мы прилетели сюда в Америку, и он еще три-четыре дня тренировался с трубкой из носа — он промывал через нее. Мы сюда приехали во вторник, а он снял трубку в пятницу вечером. Ну, сложности бывают в смешанных единоборствах. У нас было много случаев, когда мы дрались с похожими травмами: кто-то болел, переболел. И выигрывали! Если бы Толик снялся с сегодняшнего боя, неизвестно, когда бы ему дали титульник в следующий раз. Так что нормально все. Думаю, там и помимо этой трубки очень много моментов, которые помешали Толику. Думаю, он с ними разберется и вернется. Хотя я предупреждал Толика: я работал с Джонни в октябре на сборах — очень сильный соперник. Ну, может, недооценил, не подготовился.
— Сейчас многие, судя по комментариям, не очень понимают, зачем вообще этот бой нужен был Федору. Наследие?
— Наследие Федора после этого боя никуда не ушло. Федор подарил людям эмоции. А за него болеет, я уверен, большая часть аудитории. Если взять атмосферу в зале сегодня, когда выходил Федор, и сравнить с тем, что было, когда выходил Бейдер… Да и вообще, все бойцы, которые выходили сегодня, на ближайших турнирах Bellator, UFC — нигде не бывает такой атмосферы. Человек приехал из другой стороны, из России, и его приветствуют больше, чем местного бойца! Я не знаю, где еще может такое произойти.
— Что подсказывал Федору из угла, когда бой перешел в партер?
— Федор чуть пропустил в стойке, и я сначала кричал, чтобы он восстановился, подзавязал руки. А потом можно было попробовать болевой сделать — тот же рычаг локтя у него хорошо получается. Были на сборах, и он очень много отрабатывал рычаг локтя. Если заходит на этот прием, из него тяжело освободиться. Я это кричал, а потом понял, что выйти из-под Бейдера тяжело, и просто кричал ему: «Вяжи руки!» Хотел, чтобы он дождался момента, когда можно будет встать в стойку и там попробовать попасть.
— Добивающие удары на земле выглядели жутко в какой-то момент. Не было желания остановить?
— Да если честно, когда пошло первое добивание — когда Бейдер раз попал, два попал — я крикнул «стоп!», но судьи не отреагировали. Подумал, ну может, есть у Федора шанс, раз не отреагировали. Может, надо было кинуть полотенце или сказать человеку из атлетической комиссии: нам предоставили такого человека, который везде ходил за нами, следил, чтобы ничего лишнего не съел, не выпил Федор. Следил за нарушениями. Так вот, я крикнул «стоп!», но никто не услышал. Федор потом вроде бы вышел — раз-раз! — а дальше еще одна волна добивания пошла, и тогда кричать уже не хотелось. Думал, ну может, чудо будет — вылезет из-под Бейдера. Но не получилось.
— О чем говорили с Федором после боя?
— Да ничего особенного. Федор рад, что завершил карьеру. Я же говорю, когда дерешься последний раз с простым бойцом — это не те эмоции. А когда дерешься с топом дивизиона, то даже и проиграть ему… С учетом того, как прошла подготовка — Федор относится к этому бою спокойно достаточно. И говорит: на все воля божья. И я так думаю, так что ничего страшного.