Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ММА
27 июня 2022, Понедельник, 10:30

Советского боксера заставляли биться в немецком концлагере. Борзенко не проиграл ни одного боя и выжил

Из личного архива Андрея Борзенко
Поделиться
Комментарии
PREMIER представил документальный фильм о легендарном бойце.

22 июня в Москве состоялась премьера документального фильма «Борзенко: ринг за колючей проволокой». А за пару дней до этого картину показали и в Ташкенте, на родине Андрея Борзенко — бойца с невероятно сложной и интересной судьбой. Показы стали возможны благодаря онлайн-кинотеатру PREMIER, Федерации бокса Узбекистана и Агентству кинематографии Узбекистана.

Историю советского боксера Андрея Борзенко, прошедшего немецкий концлагерь и выжившего, пытались рассказать и раньше, но документального подтверждения некоторых деталей жизни оказалось мало, и за годы его биография обросла мифами и художественными домыслами. Кто-то утверждал, что он был активным участником подпольного лагерного движения, другие рассказывали, что он якобы потерял ногу в годы заключения и продолжал биться за колючей проволокой с протезом.

Создатели картины постарались развеять все мифы и по крупицам восстановить подробности жизни Андрея Андреевича, общаясь с родственниками и друзьями, пользуясь документами из архивов и разговаривая с потомками автора единственной биографической книги про Борзенко — писателя Георгия Свиридова. Роль Борзенко в фильме сыграл российский актер Иван Фоминов.

Онлайн-кинотеатр PREMIER

Ранние годы. Начало пути и успехи в боксе

Андрей Борзенко родился в городе Ташкенте 4 декабря 1920 года. В юном возрасте, лет в 16-17, попал в секцию бокса, где обучался боевому мастерству у опытного тренера Сиднея Джаксона — американца, осевшего в Узбекистане во время путешествия по Центральной Азии.

Джаксон стал основоположником школы бокса в республике. Тренер учил своих ребят не просто технике боя, но и воспитывал: объяснял, что это не просто мордобой, а технический вид спорта, который закаляет человека, учит его быть решительным и быстро думать. Он учил их быть людьми. Под руководством Джаксона Борзенко завоевал звание чемпиона Узбекистана и чемпиона Средней Азии.

16-летний Борзенко. Из личного архива Андрея Борзенко

Борзенко начал обучение в медицинском институте. Но грянула война, и в 1940 году молодой студент бросил учебу и ушел на фронт. Местом службы стал Киевский особый военный округ, где он продолжал заниматься боксом, сочетать тренировки с военной наукой.

1941 год, накануне ухода на фронт. Борзенко - крайний слева. Из личного архива Андрея Борзенко

С фронта к ужасам Бухенвальда

По воспоминаниям самого боксера и по архивам Минобороны в фильме реконструировали военный путь Борзенко: в июне 1941 года участвовал в оборонительных боях в треугольнике Луцк-Броды-Дубно. Под Киевом был ранен в ногу выше колена — отголоски травмы преследовали Борзенко до конца дней. Подобранный с поля боя немцами, он оказался в плену. Бежал из концлагеря в Ганновере, но был снова пойман. Пережил нечеловеческие пытки и допросы и в итоге был отвезен с тысячами других узников в Бухенвальд — один из самых крупных и жестоких лагерей нацистской Германии.

«Отец рассказывал про Бухенвальд, что он был его узником. Что там были бои, а проигравшему — смерть», — отмечает в фильме сын Борзенко, Андрей Андреевич.

1945 год, освобождение из лагеря. Борзенко- слева. Из личного архива Андрея Борзенко

Первые помощники эсэсовцев, бандиты и рецидивисты, находились в лагере в привилегированных условиях: их хорошо кормили, позволяли ходить в гражданском и даже платили жалование. Их называли «зеленые» — благодаря особой нашивке на одежде. Именно они начали устраивать бои заключенных с профессиональными немецкими бойцами. Так внимание обратилось на Борзенко, который в свободное от работ время проводил в бараке и устраивал себе «бой с тенью». За время в концлагере Борзенко провел порядка 80 боев, не проиграв при этом ни одного.

«Думаю, что это огромное его достоинство — что человек не сломался и выжил. Мало того что он выжил, он выходил на ринг. Больной, ослабленный, израненный человек выходил на ринг против здоровых, сильных, откормленных фашистов — и всех побеждал. Почему побеждал? Потому что умел правильно составить тактику боя, и потому что у него была несгибаемая, неуничтожимая воля к победе. Этому его учил Сидней Львович Джаксон — основоположник узбекского бокса. Создав эту школу, он всегда учил и говорил, что ринг — это место сражения двух умов, двух сильных людей, и что в ринге нужно работать не только руками и ногами, а головой», — рассказала на премьере дочь Сиднея Джаксона — Паина Сиднеевна.

11 апреля 1945 года произошло спланированное восстание узников Бухенвальда. Боевые отряды повстанцев вооружились спрятанным оружием и подручными материалами. Борзенко с товарищами атаковал сторожевую вышку у главных ворот. За день лагерь удалось полностью перевести под контроль восставших.

Из концлагеря всех пленных отправляли в органы военной контрразведки «Смерш» для проверки на вербовку иностранной разведкой. Борзенко прошел такую проверку и сам служил в «Смерше», занимался поиском гитлеровцев и коллаборационистов. Родственники полагают, что попытки репрессировать отца были — его забирали в органы госбезопасности, но отпускали.

После войны 1945 г., Борзенко - справа. Из личного архива Андрея Борзенко

После войны. Борзенко исполнил мечту стать врачом

Борзенко вернулся в свой родной Ташкент, закончил институт, где начинал учиться еще до армии, и получил квалификацию хирурга. Немного занимался боксом и работал тренером, однако тренерскую работу было тяжело совмещать с основной профессией, поэтому Борзенко впоследствии все чаще выступал на чемпионатах либо в роли арбитра, либо в роли спортивного врача.

После войны,1945 год. Борзенко в роли рефери. Из личного архива Андрея Борзенко

«Вернувшись в 1946 году в Ташкент после демобилизации, он продолжал свою спортивную карьеру, тренировался у Сиднея Львовича и занимал призовые места в республике, — вспоминает Паина Сиднеевна. — Как и все ученики, он часто бывал у нас дома и подружился с моим братом, который тоже был прекрасным боксером. Их сблизил не только бокс. Они грезили о своей будущей профессии: оба хотели стать врачами. Лёва поступил в Ташкентский медицинский институт в 1947 году, а Андрей — в 1948-м. Я часто слушала, как они говорили о том, какая это гуманная профессия. Ведь после войны было много раненых, искалеченных людей. Они мечтали подарить им здоровье, чтобы те могли вернуться в строй. Я девчонкой слушала их с восторгом и в результате в 1950 году тоже поступила в медицинский».

Писатель Георгий Свиридов, Сидней Джаксон, Андрей Борзенко. Из личного архива Андрея Борзенко

И, конечно, воспоминания об ужасах войны не отпускали Борзенко даже спустя годы. В фильме сыновья писателя Георгия Свиридова рассказали, как их отец познакомился с Борзенко на первом послевоенном чемпионате республики: увидев на ринге спортсмена немецкого происхождения, советский боксер не смог сдержать эмоции и начал боксировать ожесточенно — в том стиле, в котором бился в концлагере. 9 раз соперник оказывался в нокдауне. На писателя это произвело неизгладимое впечатление — он подошел к Борзенко и узнал его необычную историю. Свиридов стал собирать материалы о его судьбе, что позже послужило подспорьем для создания документальной картины.

«Борзенко — удивительный человек. Он был немногословен. Мы как-то были в Самарканде на чемпионате Узбекистана. Пришли вечером на ужин в гостинице. В гостинице жили и иностранцы — туристы. Борзенко услышал немецкую речь, повернулся и сказал им что-то по-немецки — наверное, те выражения, которые говорят только в тюрьме. Они на него посмотрели, и он отвернулся — весь вечер сидел тихо. Видать, это всколыхнуло какие-то сцены в памяти», — рассказывает друг Борзенко, ветеран бокса Мирсалих Сагатов.

Из личного архива Андрея Борзенко

Сын Андрея Борзенко — Андрей Андреевич — на премьере признался, что ни разу в жизни не видел, как боксировал его отец.

«Когда я родился, он был уже довольно зрелого возраста. Но однажды, когда мне было года три, к нам на квартиру пришла съемочная группа. Мы тогда жили в почти полуподвальном помещении в центре Ташкента. Было очень холодно. Когда они стали снимать, то своими прожекторами обогрели всю квартиру — стало очень жарко! Тогда меня впервые попросили сняться с отцом. Я ребенком это запомнил. А лет через 50, в начале 2000-х годов, узбекский режиссер Малик Каюмов нашел эти кадры, снимая документальный фильм про боксеров Узбекистана, и показал мне меня. Было очень интересно посмотреть на себя со стороны. Я прыгал за боксерскими перчатками — но боксом никогда не занимался, мама была против».

«В отличие от своего брата, я постарше и видела, как папа боксирует. Как-то он забирал меня из детского сада. Мы с ним вместе ходили в спортивный зал «Динамо», и он давал уроки молодым боксерам. Удар был сильный!» — вспоминает дочь Борзенко — Ольга Андреевна.

«Брат рассказывал, каким чутким и внимательным спортивным врачом был Андрей, и каким строгим и принципиальным судьей — об этом я рассказала в фильме. Создателям картины удалось воссоздать правдивый образ Борзенко. Они доказали, что ничто в нашей истории не может быть забыто, а главное — никто не забыт. И подчеркнули, как важно нам беречь и хранить этот мир», — отметила Паина Сиднеевна.

Борзенко на работе в больнице - крайний слева. Из личного архива Андрея Борзенко

Борзенко умер 21 февраля 1993 года в своем родном Ташкенте. Похоронен там же, на Боткинском кладбище — одном из старейших православных мест захоронения в городе.

Документальный фильм «Борзенко: ринг за колючей проволокой» с 22 июня можно посмотреть в онлайн-кинотеатре PREMIER.

...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0