«Она нехороший человек». Русская чемпионка UFC Шевченко — конфликт с Нуньес, ошибка Петра Яна и бой с Андраде
Можно часто услышать, как Валентину Шевченко называют Хабибом Нурмагомедовым в женских ММА. И нет, дело не в высоких борцовских скиллах. Просто, во-первых, она практически зачистила свою категорию (кажется, что в 57 кг просто нет девушки, способной доставить хоть какие-то проблемы Валентине), а, во-вторых, за последние 10 лет она проигрывала только Аманде Нуньес. И оба раза это были максимально конкурентные бои, что вообще не свойственно для бразильянки.
В ближайшие выходные Шевченко проведет пятую защиту пояса. В случае победы для нее приготовлено сразу два интересных варианта: третья встреча с Амандой Нуньес или первая — с чемпионкой из категории пониже.
Накануне поединка Валентина отвечает на вопросы корреспондента Sport24 Ярослава Степанова.
- бои при забитых трибунах;
- опасность Джессики Андраде;
- природа конфликта с Нуньес;
- то самое колено Петра Яна.
— По ходу всей своей карьеры в UFC вы деретесь с лучшими. Но, безусловно, все соперники отличаются по стилю. Например, была очень техничная в плане тайского бокса Енджейчик, была техничная в боксе Холли Холм. Складывается впечатление, что Андраде — самая прессингующая и тяжело бьющая из ваших соперниц, если не учитывать Нуньес. А как вы ее воспринимаете?
— У Джессики стиль боя — идти вперед. Она любит рубиться, иногда пренебрегая правилами защиты. Она просто идет вперед, и это может сыграть за нее и против, ведь голова открыта, все открыто. Ее стратегия базируется на мощных ударах руками. У нее нет таких комбинаций, как, например, два несильных удара, один сильный. Она старается все три удара делать сильными. К тому же она старается зайти в клинч и провести силовой бросок — резко оторвать соперника. И это ее стратегия в бою. Все понятно. В этом нет ничего сверхъестественного, чересчур сложного и непонятного. Надо смотреть, быть аккуратным, держать дистанцию, защищаться от бросков и ожидать какие-то дополнительные сюрпризы — когда соперник готовится, он думает: «Хорошо, а если это не сработает? Что я могу еще сделать?» Здесь, как и в других боях, нужно быть готовым ко всему, учитывая ее специфику ведения боя, ее телосложение и ее боевой характер.
— Большую часть карьеры Андраде выступала в минимальной весовой категории, и только сейчас поднялась в категорию до 57 кг. Впечатлил ли вас ее дебют в бою против Чукагян [Андраде победила ударом по печени в конце первого раунда. — Sport24]?
— Я бы не сказала, что она большую часть карьеры провела в минимальном весе. Она начинала с 61 кг, потом перешла в 52 кг, и только сейчас зашла в третью весовую категорию (до 57 кг). И там дралась, и там, а сейчас пробует себя здесь. Она сильный соперник, она была чемпионкой в 52 кг, это тоже нужно учитывать. Но, как говорится, нельзя недооценивать соперника так же, как и переоценивать его.
— Вы рассказывали, что 61-62 кг — ваш природный вес. Вам не приходится изнурять себя жесткими весогонками. Кажется, у девушек такая ситуация встречается чаще, чем у мужчин, которые могут скидывать по 10-20 кг. Девушкам тяжелее сбрасывать вес? Или это исключительно ваш подход — не изнурять себя и драться в удобном весе?
— Я в единоборствах уже много лет и, как правило, если ты занимаешься изнурительными сгонками веса, твой организм долго не протянет. Он тоже изнашивается, и такой стресс перед каждым боем для него — не очень хорошо. Но если ты хочешь оставаться в боевых единоборствах долгое время, ты должен задуматься, как правильно распределить свой вес и меньше подвергать организм стрессу. Действительно, для меня [до 57 кг] это удобная весовая категория, потому что мой вес в межсезонье — 61 кг. Мне не доставляет труда согнать вес до 57 кг. При интенсивных тренировках мой вес падает до 58,5 кг, потом я его придерживаю немного и за день до боя вешу уже 57 кг. Я стараюсь все время работать в своем весе, чтобы чувствовать свою силу и избегать экстремальных перепадов в весе, когда ты не знаешь — а вдруг ты перепьешь воды и к бою будешь весь опухший, а вдруг немного переешь и будешь тяжелым. Поэтому я знаю свой организм и подхожу к бою на максимальном пике.
— В ноябре 2020-го вы выступили на арене без зрителей. Сейчас вы деретесь на историческом турнире, первом со времен старта пандемии со зрителями. Насколько для вас это важно? Есть ли ощущение, что чего-то не хватает, когда деретесь при пустых трибунах?
— Это разные ощущения. И это касается не только самого боя. Разницу чувствуешь, когда готовишься к поединку, в неделю боя. Раньше мы делали открытые тренировки, общение с журналистами. Сейчас у нас это все через телефон. Никакого открытого контакта нет. Конечно, когда ты выходишь на пустую арену, все по-другому. Полный зал и крики болельщиков дают тебе заряд адреналина, энергии. Но когда начинается бой, это уже все — есть там зрители или нет — с этого момента все одинаково.
— Как правило, у ваших болельщиков и экспертов из мира ММА не возникает вопросов, выиграете вы или нет — вы доминируете в каждом поединке. Но недавно мы увидели пример, как можно потерять пояс, выигрывая бой — ситуация с Петром Яном. Вы задумываетесь о таких моментах перед боем, и возможно ли вообще это контролировать в самом поединке?
— Эти ситуации могут случиться, а могут не случиться. Ты не готовишься к ним, не думаешь о них. Они могут произойти с кем угодно. Не дай бог, если такое случится в твоем бою. Я как боец знаю, какие последствия могут быть. Это очень обидно и очень жалко, если рассматривать бой Петра Яна, когда он полностью доминировал, это был на 100 процентов выигрышный бой. Здесь просто ситуация сложная: Стерлинг был на коленях, но уже начинал движение вверх, и Петр не видел, стоит ли он на колене, или нет — он перекрывал видимость своим телом, и в этот момент сработал инстинкт, который присущ бойцам из тайского бокса, часто работающим коленями. Естественно, любой боец старается избежать таких ситуаций, но иногда такое случается. Я верю, что у Петра будет реванш, либо бой за пояс с другим соперником. Думаю, Петр Ян в следующем бою снова завоюет титул.
— В 2015-м вы пришли в UFC и приняли бой на двухнедельном уведомлении. И это случилось через месяц после того, как обрушилась победная серия легенды Ронды Роузи. Когда вы пришли в UFC, представляли, что можете подраться с ней в будущем? И воспринимали ли ее, как девушку, благодаря которой женские бои стали очень популярными и закрепились в UFC?
— На тот момент, в декабре 2015 года, в UFC было две весовые категории — 61 кг и 52 кг. Конечно, заходя в категорию 61 кг, где доминировала Ронда Роузи, задаешься целью подраться с ней. Я не приходила в UFC, чтобы просто драться. Я пришла 17-кратной чемпионкой мира по тайскому боксу. В тебе уже заложена ментальность победителя и чемпиона. Это как программа, которую уже не убрать. Конечно, я не надеялась, что уже через бой получу возможность выступить против Роузи. В жизни ты можешь планировать одно, а получить другое. Я никогда не нацеливалась на одно имя. Моя цель — продвигаться и идти вперед, быть чемпионом не только внутри октагона, но и за его пределами. Это моя главная задача.
— У вас всегда уважительное отношение к соперникам. Исключение — Аманда Нуньес. Понимаете ли вы природу вашего конфликта?
— Потому что она нехороший человек. Не знаю, что у нее в голове творится. Когда ко мне относятся с уважением, я отвечаю взаимностью. Но когда это нехороший человек, к нему я тоже буду нехорошо относиться.
— У вас много увлечений — от спокойных до экстремальных. Можете вспомнить самый сумасшедший случай, когда вы были на грани чего-то опасного?
— Я стараюсь предвидеть все опасные ситуации, которые могут произойти в моей жизни. Допустим, я не пойду прыгать зип-лайн. Когда я взвешиваю, что для меня важнее: прийти на бой без травм и продолжить карьеру или пострадать из-за случайности… Конечно, там все застраховано канатами, но все равно существует вариант, ведь ты уже летишь, ты никуда не денешься. Я стараюсь свести к минимуму такие неоправданные риски. Даже тренируясь, ты можешь получить много травм, которые задержат твою карьеру. Если у человека есть главная цель, как у меня боевые искусства, то это стоит на первом месте, и все экстремальные и безумные поступки я стараюсь обходить стороной.
Скачать приложение Sport24 для Android
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.