«Яндиев — не Ефремов, он сказал: «готов ответить по закону». Запашный заступился за бойца, избившего Харитонова
Четыре дня прошло с той пятницы, когда Адам Яндиев напал на Сергея Харитонова и нанес тому несколько ощутимых травм. С тех пор на тему инцидента высказалось много известных людей. Большинство встало на сторону пострадавшего Харитонова, но есть и такие, кому ближе позиция Яндиева.
Один из таких — директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный, называющий себя приятелем Адама. В интервью Sport 24 дрессировщик рассказывает:
- почему сторона Яндиева ему ближе;
- как по его мнению должны были решить свой вопрос Харитонов и Яндиев;
- почему некоторые критикуют Харитонова за заявление в полицию;
- что общего между Адамом Яндиевым и Зинедином Зиданом (!);
- Какое, по его мнению, должен понести наказание Яндиев.
— Адам Яндиев выпустил обещанное интервью о Харитонове 16 ноября вечером. Посмотрели?
— Нет, потому что общался с Адамом в тот же день. Мы с ним находимся в близких приятельских отношениях уже несколько лет. Не скажу, что мы друзья, но общаемся хорошо, доверительно. Поинтересовался у него, нужная ли какая-то помощь, потому что был большой поток информации и детали конфликта мне были неизвестны. Он мне перезвонил и все рассказал, так что надобности смотреть его интервью нет.
— Вы репостили в сторис послание Дмитрия Носова обо всей ситуации. Вам его позиция близка?
— Считаю, здравомыслящий человек не должен принимать позицию кого-то одного, потому что ситуация непростая. И произошла она между если не друзьями, то товарищами. С Сергеем мы не являемся друзьями. У меня есть его телефон, мы как-то списывались пару раз, но не более того. Потому в этот раз я не стал ему звонить, мы — далекие друг от друга люди. И посмотрев интервью Харитонова, я понял, что неправильно занимать чью-то сторону. Оба начудили и оба пострадали. Так что мне позиция Носова близка по некоторым пунктам.
— Например?
— Подобный конфликт нельзя было недооценивать: Харитонов держал руки в карманах — для кого-то это сигнал, что он не собирался драться, а для кого-то, что он недооценил масштабы происходящего. По-моему, было сразу видно, что Яндиев на взводе. У него уже была драка в тот вечер, и Харитонов наверняка знал это. Он должен был быть готовым, вести себя как-то по-другому, на инстинкте, но он был на расслабоне.
— Вы сказали: «оба начудили». А в чем начудил Харитонов?
— Скажите, пожалуйста, а вы об этом конфликте раньше знали?
— Нет.
— И я не знал. И это все могло остаться между ними, даже несмотря на драку. А сейчас? Мне вчера одна известная спортсменка написала: «Эдгард, как-то все по-бабски получается. Такие интервью, такие подробные жалобы друг на друга». И есть в этом зерно правды. Зачем посвящать всех в дела двух, наверное, уже бывших товарищей? Мне кажется, здесь надо было быть сдержаннее. Прежде всего Сергею. Он начал выносить сор из избы. Драка — это не вынос, это уже событие. А вынос сора из избы — это когда ты рассказываешь все и всем. Потому я бы не сказал, что Адам является абсолютным злом. А потом давайте вспомним: когда Зидан головой на чемпионате мира бьет Матерацци, он становится героем! А за что он его ударил? За грубые слова.
Я пока не видел ни в одном обзоре конфликта Яндиева и Харитонова, чтобы кто-нибудь провел лингвистическую экспертизу и прочитал по губам: а что же сказал Харитонов? Может быть, действительно за это и пришлось ударить. Есть мужчины, которые не терпят грубости в свой адрес. Сергей говорит, что вел себя корректно. Адам говорит с точностью до наоборот другое, что Сергей очень грубо, используя матные слова, послал его. Ситуация непростая, и если кто-то не верит в слова Адама, то давайте читать по губам и поймем, что сказал Харитонов. Давайте не будем лицемерить. Когда Зидан бьет Матерацци, он становится героем, потому что итальянец нахамил, сказал ему что-то про его родственников. А здесь Адам становится плохим, потому что не сдержался. Я никак не оправдываю Адама, он сделал неправильно и сам сожалеет. Это и Дима Носов подтвердил, который виделся с ним вчера в СИЗО. Но все же Яндиев — не Ефремов, он сразу сказал: «я готов ответить по закону, я осознаю, что сделал и не собираюсь отмазываться и включать ресурс». Так и сказал: «Эдгард, я готов. Знаю, что поступил неправильно, готов ответить перед законом, перед Аллахом». Это по-мужски.
— Некоторые сторонники Яндиева критикуют Харитонова за его заявление в полицию. А как по-вашему, он прав, что написал?
— Повторюсь, с Харитоновым лично не знаком, потому не судить с его колокольни. Но если смоделировать ситуацию на себя, будь у меня конфликт с товарищем, я заявление не писал бы. Разбирался бы, наверное, как-то по-другому, искал варианты, но точно не пытался бы посадить человека. Тем более что пострадал только ты. Понимаю, если бы зацепило его семью, женщину, просто человек, мимо шедший, пострадал. Тогда, может быть, стоило бы наказать. Да, травмы серьезные, но ты к ним все-таки привык. Такое бывает. И в моей профессии, профессии дрессировщика, мы к шрамам относимся с пониманием. В случае Харитонова фингалы и переломанный нос — составляющая его жизни. А вот поломать жизнь и посадить человека на несколько лет… Тебе с этим жить придется. Если сможет, значит, такой вот человек. Я бы не смог посадить своего бывшего товарища, даже если бы он был не прав, психанул. Подчеркну: речь идет о бывшем товарище, а это веский аргумент.
— Харитонов получил действительно серьезные травмы: перелом орбитальной кости, перелом носа, гематому. Что было бы адекватным ответом на это все, если не заявление в полицию?
— Как минимум, сначала поговорить. Если бы человек пошел бы в несознанку, ни о чем бы не жалел, а наоборот радовался произошедшему, тогда можно было бы обратиться в полицию. Можно было бы дать шанс извиниться, объясниться. Поставить человеку определенные условия, на которых я бы принял его извинения. Считаю, что если два мужика подрались, то после этого можно пойти и даже бухнуть. Так больше по-мужски. Это девчонки злопамятные и могут долго в себе это все носить, а парни — более отходчивые. Меня так воспитывали.
Да, серьезные травмы. Да, Харитонову придется лечиться. Да, он приостановит карьеру, и это нехорошо. Он потеряет деньги. И, наверное, было бы правильно, если бы Адам все это возместил, а также извинился. Публично или нет, другой вопрос. Можно было как-то все урегулировать, но теперь пройдена точка невозврата. К тому же у всех бойцов есть общие старшие товарищи, которые в такие моменты по делу разруливают ситуацию. К ним никто не обратился, сразу в полицию. Думаю, мало кто из старших оценит поведение Харитонова.
— Верите, что Яндиев использовал кастет?
— Многие говорят, что Яндиев с собой что-то носил. Чуть ли не на постоянной основе. От многих людей слышал эту информацию. Но я с Адамом неоднократно пересекался на боях, он много раз приходил ко мне на представления. Я ни разу не видел, чтобы он что-то подобное с собой носил. Не замечал этого, не видел, хотя возможность рассмотреть Яндиева в повседневной жизни у меня была. Дима Носов выложил видео, на котором видно, что у Адама из руки вылетает салфетка. Возможно, в руках он держал обычную салфетку, протирал руки, протирал свою бритую голову. Он был на взводе, потел. Вокруг было много людей, много камер. Наверняка он пытался себя сдерживать и не выдавать, что сейчас психует.
— Как вам показалось по видео, Яндиев выводил Харитонова в коридор говорить или бить?
— Думаю, он Сергея выводил, прежде всего, на извинения. Я верю, что Адам ему сказал: «Сергей, надо извиниться». Не получилось. Дальше, когда человек на таком взводе накручивает себя, а потом еще и посылается в известном направлении, то есть вероятность, что такой взрывной парень как Адам, боец, человек с Востока, который порой срывается за секунду, может не сдержаться. Давайте еще раз вспомним Зидана. Он не сдержался на чемпионате мира по футболу! В решающей игре! Там мотивации для сдерживания более, чем достаточно. И в итоге его команда проиграла тот матч. И то он не сдержался, потому что было прямое оскорбление его семьи. Болельщики смогли его простить, и правильно сделали.
— Харитонов в своем интервью Александру Лютикову высказал несколько резких мыслей о Яндиеве: а) он никогда не выйдет драться с Сергеем в клетку; б) он не будет делать этого в другом месте без помощи сообщников; в) Адам всегда использует кастеты или другие предметы, которые могут стать оружием в драке. Что-то из этого напоминает вам Яндиева?
— Я в это все не верю. По факту мы имеем, что один боец бросился на второго. А второй — супертяж из первого дивизиона действующих бойцов. Харитонов — крайне опасный человек, если ты решил с ним конфликтовать. Мне кажется, говорить, что Адам «не решился бы», неправильно. Бойцы уровня Яндиева — это все духовитые ребята. Если Адам кого-то и боится, то только Аллаха. А по поводу всего остального, ситуация перешла в трешток, который стал нормой этого спорта. Я посоветовал бы ребятам пересмотреть свою позицию и перестать лить грязь. Им бы сесть друг напротив друга в присутствии какого-то уважаемого для обоих человека и просто нормально поговорить. Очень бы не хотел, чтобы Адам сел.
— Конфликт изначально возник на почве денег: Харитонов давал Яндиеву деньги, и был уверен, что это в долг, а Адам смотрел на это по-своему. Как вы для себя понимаете эту ситуацию?
— Мне Адам рассказал то же самое. Всякое в жизни случается, бывают хорошие времена, бывают плохие. И Харитонов в свое время сам предложил спонсорскую поддержку, чтобы Адам готовился. Адам говорит: «В принципе, в спорт меня вернул Харитонов. Я не хотел возвращаться в клетку. Сергей меня долго обрабатывал — давай, возвращайся, ты еще можешь». Сергей, может, как более успешный спортсмен, а может, благодаря менеджерским качествам, говорил, что нашел спонсоров, которые готовы все это поддержать и давать деньги на подготовку. И Адам это оценивает именно как поддержку, нежели как «взаймы». Он этого не скрывает, и вы это видите. У каждого из них своя интерпретация, потому вопрос можно было бы решить благодаря старшим товарищам. Один позвонил бы и сказал: «Мне тут денег не отдают». Тогда бы ситуация решилась тихо и спокойно.
— Вам доводилось выручать Яндиева так, как это сделал в свое время Харитонов?
— Нет. И никогда не слышал ни от одного нашего общего друга, что Яндиев ищет деньги, просит деньги. Наоборот, для меня было откровением, что Адам брал деньги у Харитонова. Но он воспринимал это как поддержку и до сих пор говорит, что искренне благодарен за это.
— Какое наказание было бы справедливым для Яндиева, на ваш взгляд?
— По закону или по-мужски?
— Не очень понимаю, что значит это разделение. Хотелось бы просто вашу точку зрения услышать.
— Ну если по закону, то я надеюсь, что ему дадут условный срок. Не надо Яндиева сажать. Условный срок с материальной ответственностью, чтобы покрыть Сергею расходы на лечение. Что касается денежного спора, то это нужно доказать: расписки, счета, свидетели и так далее. Если докажется, то нужно добиваться возврата денег. А вообще я считаю, что старшие товарищи могут вмешаться, и было бы правильно, чтобы Харитонов забрал свое заявление, а Яндиев нашел силы извиниться. Ну и возместил содеянное финансово.
— Как думаете, смогут Харитонов и Яндиев когда-нибудь замять этот конфликт?
— Если Адам сядет или понесет другое уголовное наказание, то нет. Такое не прощается.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.