Адский скандал на чемпионате мира по лыжам. Русскому лыжнику сломали палку на финише, судьбу золота решали полчаса

Заключительная гонка чемпионата мира — 50-километровый марафон классическим стилем. Дичайшая интрига и скандалище!
А за пару дней до его старта Александр Большунов без стеснения заявил, что это главная для него дисциплина. Он, на секундочку, не проигрывал в этом виде программы с Олимпиады в Пхенчхане (речь только о классике). Тогда, если помните, он лидировал вместе с Ииво Нисканеном из Финляндии, но уступил ему на финише. Все из-за того, что вовремя не сменил лыжи. С тех пор Сан Саныч стал намного умнее, и ни у кого не было сомнений, что он — фаворит в борьбе за победу. Кажется, даже у него самого. После триумфа в 30-километровом скиатлоне Большунов вполне мог уехать из Оберстдорфа королем лыж.

На первых километрах группа шла толпой: лидеры не пытались выходить вперед, да и другие лыжники не рисковали уходить в отрыв. Единственное интересное, что случилось за полчаса гонки, — завал второй половины пелотона. Были и падения, и сломанные палки. Некоторым спортсменам даже пришлось выскочить за разметку, чтобы не врезаться в тех, кто лежал на снегу. Никого из россиян, к счастью, там не было.
К отметке 10,3 километра темп начал взвинчиваться. Норвежцы показались из глубины. Перед выкатом на стадион Эмиль Иверсен решился на небольшой побег. Это увидел Пол Голберг и немного притормозил группу на повороте к спуску. На третий круг Иверсен ушел, выигрывая у соперников 3 секунды. Большунов прекрасно все видел, поэтому быстро выбрался из пелотона и пресек попытку скандинава. Сан Саныч уже научен печальным опытом двухгодичной давности, когда Ханс Кристер Холунд убежал задолго до финиша.
Момент с Иверсеном заставил наших лыжников собраться вместе, чтобы контролировать норвежцев, которые постоянно переглядывались друг с другом, явно имея какую-то тактику на гонку. Там же были французы, швейцарцы и Нисканен. В какой-то момент Большунов заставил всех поволноваться, когда неожиданно отъехал в третий десяток. У Сан Саныча заметно постреливали лыжи, но менять их он все же не стал, вернувшись в лидирующую группу перед четвертым кругом.
К экватору гонки переглядок началось все больше. Холунд и Нисканен даже начали о чем-то переговариваться, имея небольшой отрыв. Это не понравилось Червоткину, поэтому он их нагнал, притормозил и оглянулся назад, чтобы понять, где находятся друзья по команде. На 25-километровке Большунов наконец-то снова появился на первой позиции и попытался дернуть группу вместе с финном. Теперь уже норвежцам пришлось ликвидировать просвет. Интересно, что никто из лидеров до сих пор не решился сменить лыжи.

Впервые это случилось после 30 километров. Вот только Большунов, Белов, Червоткин, Иверсен, Холунд и еще часть лыжников проехали мимо пит-стопа. У этой группы было небольшое преимущество перед ребятами, побывавшими в боксах, — около 15 секунд. На свежем инвентаре они догнали лидеров через пару километров. Постепенно Нисканен вышел вперед и за 15 километров до финиша начал попытку отрыва. Норвежцы и Большунов тут же попытались зацепиться за финном, а вот остальные россияне прилично отставали.
За два круга до окончания гонки Большунов, Иверсен и Холунд сменили лыжи. Позже, когда «сменщики» подтянулись, определилась группа претендентов на медали из восьми человек. Преимущество опять было на стороне норвежцев, которые окружили россиянина: Йенса Бурмана, Нисканена и Эндрю Масгрейва. Постепенно Большунова накрыл кризис, и он словил серьезный просвет. К счастью, ему хватило сил догнать лидеров и вернуться в борьбу.
Перед заключительным кругом группа поредела, потому что Голберг и Масгрейв отвалились. Иверсен и Холунд явно работали на Йоханнеса Клэбо, которому необходимо было добраться до финиша, чтобы иметь возможность бороться за медаль. Большунов прекрасно понимал, чем это может закончиться. Усугубляло ситуацию еще и то, что прогулочный темп лидеров вскоре позволил подойти к ним Симену Крюгеру и Масгрейву. Эти ребята отыграли 40 секунд.
За пару километров до финиша болельщики могли словить дежавю, потому что Большунов остался в компании оравы норвежских лыжников, как и в скиатлоне. Они ждали заключительный подъем перед выходом на стадион, не пуская Сан Саныча вперед. Тем не менее Большунов все же сумел выбраться из «коробочки» и на спуске начал уходить. Зацепились только Клэбо и Иверсен. Все ждали типичной атаки Йоханнеса в финальном пригорке, но сил у него особо не было. Он лишь держался за Большуновым. Все вопросы пришлось решать на финише.

И там началось самое интересное. Большунов шел впереди и выбрал самую правую лыжню. Клэбо также хотел финишировать по ней, но он был чуть позади. Норвежец попытался пробраться вперед между этой самой лыжней и границами трассы. Его чуть повело, и он рукой задел руку и палку Большунова. В итоге палка Сан Саныча вместо нормального движения ушла между ног и сломалась.
Клэбо продолжил свой путь к финишу и приехал первым. А Большунов не смог с одной палкой сразиться с Иверсеном. После финиша Большунов долго не мог прийти в себя. Он сидел у рекламного щита и плакал. Но, как оказалось, на этом все не завершилось.
В это время жюри уже совещалось, пытаясь решить, было ли нарушение правил со стороны Клэбо или нет. Изначально было принято решение, что это гоночный инцидент. Но затем российская сторона подала протест, и расширенный состав жюри признал Клэбо виновным. Йоханнеса дисквалифицировали, но норвежцы следом подали свой протест.
Его уже удовлетворять не стали. В итоге Иверсену на шею упала золотая медаль (фантастическое везение), Большунов снова с серебром в марафоне, а бронза у Крюгера (еще один норвежский везунчик).
«Победителем должен быть либо Йоханнес, либо я, но не Иверсен. Меня решение о дисквалификации не удовлетворило, оно для меня бессмысленно», — вот слова Большунова сразу после награждения.