Ради красивой сцены в фильме СССР убили 200 лошадей: «На глазах у детей подвели к обрыву — кони стали падать вниз»

Киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» считается одним из главных шедевров советского кино — в конце концов, не так много фильма из СССР и России удостаивались главной мировой кинопремии «Оскар».
Тем не менее, с фильмом связаны сразу несколько скандалов — при съемках массовых батальных сцен погибло несколько человек, а ради других красивых кадров киношники убили 200 лошадей.
«По сценарию в одной из сцен с обрыва падает конница, — рассказал художественный руководитель конного театра «Каскадер» и исполнитель конных трюков в десятках художественных фильмов Мухтарбек Кантемиров. — Для этого режиссер взял партию лошадей с мясокомбината.
Посмотреть на съемки собралось много зрителей, детей и на глазах у всех лошадей подвели к обрыву и животные всей кучей стали падать вниз. Эту кучу малу, мелькающие в воздухе головы, ноги снимали. Сцена получилась не просто достоверной — натуральной. На справедливое возмущение режиссер хладнокровно отвечал: «Их все равно на мясо!»

Даже если говорить не о таком варварском убийстве, а просто о трюках с лошадьми — степень риска нанести травму животным все равно очень высока. По словам директора конного театра «Каскадеры» Анатолия Клименко трюки в кино — самый опасный для лошади вид работ. «В кино не бывает стабильных условий для работы — пересеченная местность, препятствия, после преодоления которых трудно ручаться за судьбу лошади. Кроме известных всем подсечек в кавалерийских атаках существуют падения с высоты в воду, в каньон — в этих случаях лошадь заведомо пускают на верную гибель, и все решает удача: повезет лошади — она останется цела, нет — значит, нет.
Не считая таких крайних случаев, опасность при съемках фильмов для лошадей действительно велика. Только 50 процентов успеха при выполнении трюков зависит от мастера и опыта всадника, а 50 процентов остается на удачу — как лошадь приземлится в той же подсечке. В любом случае результат может быть непредсказуемым».
Падение лошадей через подсечки уже несколько лет как полностью запрещены в американском кино. Заменили более безопасным методом повала: лошадь поднимают на свечку и сгибают шею на сторону, таким образом, у животного смещается центр тяжести и он валится на бок. Но даже до полного запрета подсечек подобную сцену в фильме допускали лишь при условии, что в кадре видно как лошадь после падения встает и убегает — то есть с ней все в порядке.

Это частенько приводило к травмам актеров: Мила Йовович в роли Жанны Д'арк чуть не угодила под копыта лошади, а Арнольд Шварценеггер сразу несколько раз получал повреждения, пытаясь исполнить более безопасный повал. Все ради того, чтобы в титрах обязательно присутствовала фраза «При съемках фильма не погибло ни одно живое существо». Без такой сноски фильм не может выйти на экран.
Если бы западным обществам защиты животных стали известны факты гибели лошадей во время съемок фильма «Война и мир», то это могло стать причиной запрета демонстрации фильмов на зарубежных экранах.
К сожалению, в советском кино к животным относились намного безразличнее, воспринимая их расходным материалом. Так в фильме «Иди и смотри» Элема Климова корову расстреляли боевыми патронами, ради реальных кадров того, как животное умирает. К слову, самый каноничный пример — сожжение коровы в фильме «Андрей Рублев» великого Тарковского все же является выдумкой. Телку покрыли асбестовым покрытием, а поджигали то, что положили сверху на этот асбест. Так что животное осталось живым.

Но так везло далеко не всем.
Режиссерам приключенческого фильма «Ищи ветра» нужно было показать кадры расстрелянного табуна лошадей. Чтобы заставить взятых с ближайшего конного завода животных лежать неподвижно, им крепко связали ноги. Долгое лежание на земле наложилось на 30-градусную жару (фильм снимали неподалеку от реки Дон). В результате у многих лошадей нарушилось кровообращение, кровь не приливала к копытам — часть животных осталась инвалидами, а часть и вовсе погибла.