Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Жизнь
1 января 2023, Воскресенье, 21:10

За что легенда кино СССР Гурченко после «Карнавальной ночи» оказалась в опале на 10 лет: ее просто сломали

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Не обошлось без политической истории.

Людмила Гурченко — одна из самых востребованных актрис советского и российского кино, а также театра. В ее исполнении зритель видел и яркие комедийные роли, и драматичные сюжеты, и телевизионные бенефисы, и музыкальные мюзиклы, и просто песни, многие из которых стали хитами. Однако столь серьезная востребованность у режиссеров была далеко не всегда. Более того, Гурченко много лет страдала от отсутствия работы, что угнетало талантливую артистку, но имело под собой свои причины.

Первая кинокартина Людмилы Гурченко всем хорошо знакома — это «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. После нее актриса стала очень знаменитой, а платье, в котором она сыграла свою героиню Леночку Крылову, стало предметом культа: многие другие актрисы, работавшие на киностудии, заглядывали в костюмерную и пытались примерить платье Гурченко, которая поражала всех своей осиной талией. Комфортно влезть в платье, судя по всему, никому не удалось — по крайней мере, на публике никто из советских кинодив этим не хвастался, хотя повод был бы достойным.

Увы, но «Карнавальная ночь» стала ярким взлетом и сделала Гурченко заложницей амплуа. Режиссеры видели в ней только Леночку Крылову, отказывая Людмиле в возможности попробоваться на серьезные, драматические роли. Чуть позже она снялась в «Девушке с гитарой», но это был, по сути, повтор «Карнавальной ночи», снятый Алексанлром Файнфиммером.

РИА Новости

Чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь в отсутствие киношной и театральной работы, Гурченко была вынуждена соглашаться на то, что сейчас назвали бы корпоративами. Тогда это носило название творческих вечеров со зрителями и часто было организовано нелегально — в обход официальных советских каналов приглашения артистов и через «левую» кассу. Для артистов такая «халтурка» была выгодна, поскольку ставки за съемочный день в кино, равно как и оклад в театре, для молодого артиста были копеечные. Однако такие «корпоративы» были чреваты проблемами с законом, поскольку предпринимательская деятельность в СССР была запрещена.

И именно за эти творческие встречи ей и «прилетело». Гурченко давала интервью одной из центральных советских газет — «Комсомольской правде», и в ходе разговора возникла тема «левых» концертов. Людмила не поняла вопроса с подвохом и откровенно все рассказала, пообещав больше в подобном не участвовать, а через несколько дней вышла статья под названием «Чечетка налево», где Гурченко стала главным антигероем.

»…Давайте спросим молодую артистку Гурченко, талант которой только что вылупился из институтского яйца, — откуда у нее на заре юности появилась столь неуемная склонность к барышничеству? Откуда у нее, кто обязан своим положением советскому народу, такое наплевательское отношение к общепринятым в нашей стране принципам поведения и государственной дисциплине?» — строго спрашивал автор статьи.

РИА Новости

После этого Гурченко на долгие 10 лет оставалась на периферии внимания режиссеров, не получая достойных ролей. Сниматься она продолжала, но ни один из фильмов того времени не стал популярным. Ну а позже стали известны другие причины внезапной опалы Гурченко, которая никогда не славилась простым характером.

В 1957 году министр культуры СССР Николай Михайлов сделал ей предложение быть осведомителем КГБ на предстоящем фестивале молодежи и студентов в Москве. Тот фестиваль стал историческим — в нем принимали участие более 130 стран, отправивших своих представителей в Москву, и для контроля контактов советских людей с иностранцами спецслужбы нуждались в разветвленной сети «стукачей». Гурченко наотрез отказалась сотрудничать с органами, чем снискала дополнительную критику в свой адрес.

«Сразу после «Карнавальной ночи» ей сделали предложение писать отчеты о поведении своих коллег. Ее тогда начинали выпускать за границу, и КГБ нужен был осведомитель в театральной среде. Но Гурченко отказалась, послала их куда подальше», — вспоминал режиссер Андрей Житинкин.

«С вербовкой до той поры не сталкивалась. И вот она началась — прямо из общежития куда-то повезли. Какие-то люди в черном. Я и там говорила, как я люблю Родину, — ну ничего не понимала, куда они клонят! Потом уже впрямую предложили: «Скоро в Москву приедет много иностранной молодежи, и нам это все будет очень интересно». А взамен за «помощь» предлагали и квартиру, и научить языкам интенсивно, но одно условие: никому ни слова! Я от предложений этих людей в черном отказалась. Так и сказала: я люблю Родину, но вот этого — не могу», — вспоминала позже сама актриса, которую за несговорчивость быстро сделали никому не нужной.

РИА Новости


Плюс ко всему — ярлык актрисы легкого, песенно-танцевального жанра и ярко выраженная «комедийность» мешали Гурченко проявить себя. Она больше не хотела играть Леночку Крылову, мечтала о драматических больших ролях, но впереди было много лет трудностей и забвения, прежде чем случилась «Сибириада», «Вокзал для двоих» и прочие шикарные роли. Благодаря силе своего характера Людмила Гурченко смогла преодолеть нелюбовь начальства и снискать обожание у публики.

«Пожалуйста, верьте в себя, любите, ничего не бойтесь, будьте свободными, рискуйте. Понимаете, жизнь такая штука, что вроде бы ты вот молодой, молодой, молодой, а потом бац — и конец. Оглядываешься и думаешь о том, как много всего не сделал, потому что боялся, стеснялся, струсил. Не надо ничего бояться. Рискуйте. Пусть даже вы ошибетесь. Это жизнь. И главное, конечно, любите друг друга. Всегда, каждую минуту», — писала Людмила Марковна в своей книге «Аплодисменты».

РИА Новости
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0