Sport24109316RUРоссия, МоскваВолгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logohttps://cdn-a.sport24.ru/public/src/assets/favicon/512x512.png
Жизнь
30 марта 2023, Четверг, 03:30

Первую откровенную сцену в кино СССР сняли еще при Сталине. Фильм запретили, но на Западе признали шедевром

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Удивительная судьба кинопоэмы «Земля».

Как известно, в СССР «секса не было», а соответственно, в кинематографе существовало строжайшее табу на эротику: цензура отвергала даже малейшие намеки на обнаженку.

Тем не менее запреты не всегда мешали режиссерам воплощать свои самые смелые идеи.

Первооткрывателем среди таких смельчаков стал Александр Довженко. В 1930 году, при Сталине, режиссер отважился снять скандальную картину «Земля». Сюжет фильма шел в ногу с линией партии: он повествовал о борьбе крестьянства против кулачества в период организации первых колхозов. Однако некоторые эпизоды явно противоречили идеалу, к которому стремился Минкульт СССР.

РИА Новости

Александр Довженко

В одной из сцен крестьяне заправляли радиатор трактора собственной мочой. Но это было лишь пустяком по сравнению с тем, что в фильм попала обнаженная сцена — первая в истории советского кино.

В ней героиня актрисы Елены Максимовой (Наталья) приходит в ужас, узнав о гибели мужа. В истерике она мечется по избе, забыв обо всем на свете. В момент отчаяния девушка предстает обнаженной, поэтому в объективы камер попало несколько очень пикантных кадров.

Видео

Фильм Довженко не планировали показывать массовой аудитории. Поэтому цензура его пропустила.

Но когда «Земля» все-таки вышла в прокат, в СССР разгорелся громкий скандал. Буквально все СМИ жестко разнесли фильм за «похабщину», а особенно недовольным оказался известный поэт Демьян Бедный. В газете «Известия» он напечатал фельетон под названием «Философы» — имея в виду деятелей советского искусства, которые вместо доступных простому народу произведений создают заумные творения, да еще напичканные вредной идеологией. В своей статье Бедный просто уничтожил Довженко за эротическую сцену:

Особливо хороша исступленная
Девица оголенная.
Вот где показ, так показ!
В самый раз!
В настоящую точку!
Содрали с девицы сорочку
Всенародно, публично!
Это что ж? Не цинично?
Это что же? Терпимо?
В театре на сцене недопустимо?
А допустимо в кино?
Это — умно?
Это — НЕОБХОДИМО?
— Братцы, видите? Девок и баб до гола
Коммунисты разденут в безбожных колхозах!
Нет у них, коммунистов проклятых, стыда! —
Вот мы с голой девицей воспрянем куда!..
Разгуделися киношмели,
Рекламой кричат неослабной
В честь кинокартины «ЗЕМЛИ»
Контрреволюционно-похабной!
Вот до чего мы дошли!..

РИА Новости

Демьян Бедный

В те годы фельетонист обладал серьезным влиянием — к его мнению прислушивались. Так что после скандальной публикации в СССР «Землю» запретили.

У самого Довженко фельетон вызвал шок: «Я был так подавлен этим фельетоном, мне было так стыдно ходить по улицам Москвы, что я буквально поседел и постарел за несколько дней. Это была настоящая психическая травма. Я даже хотел умереть», — признавался режиссер.

Впрочем, вскоре власти все же разрешили пустить в прокат «Землю», — правда, с серьезными правками. Из фильма цензура вырезала те самые две сцены: с трактором и обнаженкой.

К сожалению для режиссера, зрители неохотно шли на его фильм. Он не предназначался для широких масс и в итоге мало кого заинтересовал.

Тем удивительнее, что на Западе эта картина была признана шедевром. Неизвестно, каким образом, но в 1932-м фильм попал в конкурсную программу первого международного Венецианского кинофестиваля, а в 1958-м на Всемирной выставке в Брюсселе «Земля» заняла 10-е место среди 12 лучших фильмов в истории кино.

В СССР же картину реабилитировали лишь спустя 13 лет после успеха в Бельгии. В начале 1970-х «Земля» была восстановлена на киностудии «Мосфильм» под руководством жены Довженко Юлии Солнцевой. Правда, к тому моменту сам режиссер был уже мертв.

Говорят, задолго до этого свое мнение о фильме изменил и Бедный.

«Как гласит легенда, в середине 50-х он встретит Довженко в больнице и честно признается: «Ни до, ни после я такой картины уже не видел. Что это было за создание истинно великого искусства!», — писал журналист Федор Раззаков в своей книге «Скандалы советской эпохи».

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0