Легендарный актер СССР предсказал свою гибель в Киеве. Почему так рано умер кумир миллионов женщин Олег Даль
«На одном из выступлений Даля по ошибке назвали народным артистом. А надо сказать, что у Олега, сделавшего потрясающие работы в театре, кино, на телевидении, у необыкновенно талантливого, обожаемого зрителями актера не было звания вообще никакого. И он вышел на сцену и сказал: «Вы знаете, тут вышла одна ошибочка. Меня назвали народным артистом, а я скорее инородный». Точнее, пожалуй, и не скажешь. Он был как будто с другой планеты или из другой эпохи. Он так и не смог найти компромисса с жизнью, или не захотел искать».
Эти воспоминания Леонида Якубова очень четко характеризуют жизнь знаменитого советского актера Олега Даля. Слишком уж неоднозначной она получилась по всем главным направлениям — в театре, кино и личных отношениях. Sport24 рассказывает историю «инородной» звезды.
ТЕАТР
Детские мечты Даля сильно разнились с тем, кем его в будущем видели родители. Отец-железнодорожник и мать-учительница надеялись, что сын получит «нормальную» профессию, но Олег хотел стать героем-летчиком. Увы, очень скоро стало понятно — воплотить это желание в жизнь не получится, слишком уж слабым было здоровье мальчишки из городка Люблино. Но расстраивался Даль не долго — он зачитывался романом Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» и поставил себе цель когда-нибудь воплотить на сцене или на экране образ офицера русской армии Георгия Печорина.
Путь Олега к актерской карьере был очень тернистым. Немало времени пришлось потратить на работу над дикцией — молодой человек сильно картавил. А первую часть его выступления при поступлении в училище имени Щепкина приемная комиссия попросту высмеяла. Даля спас любимый Лермонтов: отрывок из «Мцыри» сделал его студентом «Щепки».
Сразу после окончания училища Олег был зачислен в труппу «Современника» — здесь и начнет проявляться его очень своенравный характер. С одной стороны, «Современнику» он отдал 13 лет, и именно этот театр стал главным в его карьере. С другой, сразу несколько раз Даль покидал родную для себя труппу, мотивируя это разными причинами. То не хотел играть в идеологических спектаклях, то утверждал, что перерос театр:
«Я прошел разные стадии своего развития в «Современнике», пока не произошло вполне естественное, на мой взгляд, отторжение одного организма от другого. Один разложился на почести и звания — и умер, другой — органически не переварил все это — продолжает жить».
Тем не менее несколько ярчайших ролей в театре Даль все-таки исполнил. Трубач Игорь в спектакле «Всегда в продаже», Васька Пепл из «На дне», Мужчина из «Вкуса черешни» — эти работы Олега навсегда останутся в истории «Современника».
КИНО
Сниматься в кино Даль начал еще в годы учебы в «Щепке». Первую популярность ему принесла роль в фильме «Мой младший брат» по книге Василия Аксенова «Звездный билет». И здесь актер снова проявил свою неоднозначность. Критики и зрители отмечали, что Олег своим талантом смог затмить коллег по съемочной площадке Александра Збруева и Андрея Миронова. А коллеги не скрывали — Даль уже тогда налегал на алкоголь, пусть процессу создания фильма в тот момент пагубная привычка и не мешала.
Женя Колышкин в трагикомедии «Женя, Женечка и «Катюша», Евгений Соболевский в «Хрониках пикирующего бомбардировщика», шут в «Короле лир» — кинокарьера «инородного артиста СССР» тоже получилась богатой на яркие образы. Могла она стать и по-настоящему выдающейся, но Даль к этому точно не стремился.
«У него такая полная раскованность человеческих чувств: хочу вот быть таким, каким я в данный момент себя чувствую… Вот этой дисциплины человеческой и подчиненности каким-то условностям в нем не было», — вспоминал режиссер Александр Зархи.
Эта раскованность с годами приняла слишком уж необычные формы: говорят, на некоторых пробах Олег даже не пытался убедить создателей фильма, что подходит на роль, а напротив — всячески провоцировал их, чтобы получить отказ. В итоге «Мосфильм» принял беспрецедентное решение — негласно запретил снимать Даля на протяжении трех лет. От чиновников, к которым актер приходил за «помилованием», он слышал: «Кто вы такой? Вы думаете, что вы артист? Да вас знать никто не знает!»
Добавьте сюда усугублявшиеся проблемы с алкоголем, на которые все чаще и чаще стали обращать внимание режиссеры, и станет понятно, что Даль в кино точно не доиграл. Хотя еще за два года до своей смерти он исполнил блистательную роль — многие и запомнили его принцем Флоризелем из телефильма «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы».
ЛЮБОВЬ
Недолгая жизнь Даля уместила в себя сразу три брака. Его первой большой любовью стала актриса Нина Дорошина — с девушкой, которая была старше Олега на 5 лет, он познакомился во время показа выпускников Щепкинского училища. Уже через несколько месяцев пара объявила о свадьбе, но закончилось все скоропостижно и даже скандально. В разгар торжества Дорошина села на колени к режиссеру «Современника» Олегу Ефремову и услышала от него: «А любишь ты все-таки именно меня». Даль был свидетелем этого объяснения и сбежал с собственной свадьбы. Через несколько дней они с Дорошиной развелись.
Спустя всего пару лет Даль женился на актрисе Татьяне Лавровой. Этот союз, кажется, был обречен на быстрый разрыв. О характере Олега в этом тексте написано немало, а его вторую супругу называли «самой своенравной актрисой СССР». Не помогли в итоге ни хорошие отношения девушки с матерью и сестрой мужа, ни полученная квартира в Сокольниках. Всего спустя полгода Даль эту квартиру покинул.
С монтажером «Ленфильма» Елизаветой Апраскиной Олег прожил 11 лет — до своего ухода. Дочь театрального художника Алексея Апраксина называла эти годы самыми счастливыми в жизни, что звучит весьма удивительно. Во время их встречи Даль сильно напился, а девушке пришлось тащить его в номер. После свадьбы молодая семья испытывала серьезные финансовые трудности — пришлось жить за счет матери Елизаветы. Очень часто у актера случались срывы и запои:
«В Горьком на гастролях у него начался тяжелый запой, такое, знаете, недопитое состояние, когда человек совершенно озверевший. Было очень жарко, я лежала в номере в одном купальнике. Он водил ножом по моему животу и говорил: «Ну и что! Мне наплевать, я все равно жить не собираюсь». Насколько он был тонок, интеллигентен, великодушен, настолько же страшен, грязен и жесток в пьяном кураже. Я не спала, мучилась, пряталась, когда он приходил домой в хлам пьяный».
СМЕРТЬ
Проблемы с сердечной мышцей были диагностированы у Даля еще в детстве, не помогали укреплению здоровья и постоянные путешествия по маршруту «кодировка от алкоголизма» — «запой». Он зашивался вместе со своим другом Владимиром Высоцким, делал это в одиночку, но каждый раз все заканчивалось срывом.
В январе 1981 года Олег перенес тяжелый бронхит, но, даже не долечившись, стал злоупотреблять пивом — выпивал до восьми бутылок в день.
Закончилось все в том же 1981-м. 1 марта Даль выехал в Киев — на пробы в фильме «Яблоки на ладони». А вот о произошедшем дальше есть разные версии. Вот, что рассказывал однокурсник актера Дмитрий Миргородский:
«Олег по прибытии в Киев не пошел на пробы, попросив перенести их на следующий день. Утром второго марта, когда я вошел в гостиничный номер Даля, Олег, поздоровавшись, сказал: «Митька, а я к тебе умирать приехал». Далее мы гуляли по заснеженному Киеву, во время этих прогулок Олег читал стихи. Заглянули к художнику Радомиру Юхтовскому, посетили ресторан «Вавилон» при Доме кино. Когда мы пришли в гости к моему брату Володе, Олег выпил 50–70 граммов горилки с перцем. Это было все спиртное, что он выпил за сутки. Третьего марта в восемь часов утра я отвез Даля в гостиницу. Олег умер в своем номере в том же джинсовом костюме, в котором прибыл на кинопробы. Причиной смерти Даля врачи назвали инфаркт миокарда. Тогда-то режиссер Николай Рашеев и сказал известную фразу, что я его споил. Господь его прости».
Вот еще один популярный среди поклонников актера сценарий тех трагических дней:
«Актер умер в гостиничном номере. Накануне вечером он сказал друзьям: «Пойду к себе умирать». На эту фразу никто не обратил внимания, а Даль поднялся в номер, открыл бутылку водки… Он знал, что пить ему нельзя (в очередной раз был закодирован), но все равно влил в себя смертельную порцию алкоголя».
По Москве тем временем ходили слухи о том, что Даль совершил самоубийство, а его друзья и коллеги делились мистическими подробностями, предшествовавшими трагедии. Например, Анатолий Ромашин вспоминал, как Олег однажды спросил у него: «Толя, ты живешь возле Ваганьковского кладбища? Я скоро там буду».
Даля действительно похоронили на Ваганьковском кладбище, а в истории советского кино он навсегда так и остался до конца непонятым и нереализовавшимся актером.