Запрещённая постельная сцена из «Место встречи изменить нельзя». Ее лишили зрителей СССР

Картина «Место встречи изменить нельзя» в одночасье стала культовой и полюбилась миллионам жителей Советского Союза. В фильме рассказывается о сотрудниках МУРа, преследующих криминальную банду с говорящим названием «Черная кошка». Мало кто знает, но изначально творение известного режиссера Станислава Говорухина должно было состоять из 7 серий. Однако из-за требований Гостелерадио его пришлось сократить до 5 эпизодов. Цензоры без сожалений вырезали как масштабные сцены, так и незначительные моменты, на которые зритель даже не обратил бы внимания. В общей сложности под нож попало около двух часов экранного времени. Рассказываем, что именно вы не увидели в финальной версии «Место встречи изменить нельзя».
Шарапов и Левченко на фронте
Первым эпизодом картины должен был стать момент, когда Шарапов и Левченко пробирались через линию фронта и тащили на себе раненого пленного. Сцена далась актерам очень непросто: действо проходило в болотной ледяной воде, поэтому промокшим насквозь героям приходилось несладко. Интересно, что роль пленного немца исполнил пасынок Владимира Высоцкого — сын актрисы Марины Влади от первого брака, Пьер Оссейн.
«Я снялся в фильме случайно. Много раз был с мамой на съемках — мы приезжали к Володе Высоцкому. И однажды режиссер сказал: «Надо сняться». Я ответил: «Есть!» На меня напялили военную форму, дали в руки винтовку — и в бой», — рассказывал Пьер.

Постельная сцена Вари и Шарапова
Этот эпизод был обязан появиться в фильме, поскольку он присутствует в книге братьев Вайнеров «Эра милосердия», которая и легла в основу картины. И в изначальной версии он был. Но цензура оказалось беспощадна. Причем в книге этот момент не выглядел пошло или вульгарно:
«Я поцеловал ее в плечо и снова поразился, какая у нее нежная, прохладная кожа. Гладя ее вьющиеся волосы и тонкие гибкие руки, я весь сгорал, а она была утоляюще свежая, тоненькая, и пахло от нее солнцем и первыми тополиными листочками, и грудь ее маленькая с нежными лунами светила мне в сиреневом сумраке занимающегося рассвета, а ноги были длинны и прохладны, как реки».
Тем не менее, цензоры решили перестраховаться и все-таки избавились от единственной эротической сцены в фильме. Впрочем, исполнитель роли Володи Шарапова Владимир Конкин был убежден, что от этого картина точно ничего не потеряла.
«Говорухин поступал по-режиссерски мудро. Он заранее снимал некоторые сцены, понимая, что они не пройдут цензуру, но ему проще было отдать их, чем лишиться важных драматургических частей фильма. Среди таких сцен была и постельная. И хорошо, что ее нет. Это трехсекундный эпизод, где, по сути, мы лежим под простынкой. И все. Он и был не нужен, и его в итоге вырезали», — рассказывал актер.

Неудачные приставания
В одном из эпизодов, когда участники банды «Черная кошка» пошли спать, изрядно выпивший Промокашка приставал к подруге главаря по кличке Горбатый. Однако актриса никак не могла вжиться в роль и раз за разом начинала смеяться от реплик Промокашки. Поэтому этот момент было решено не показывать зрителям.

Плевок
Сцена с задержанием членов банды в подвале никак не получалась. Режиссер Станислав Говорухин был крайне недоволен тем, как проходил съемочный процесс — участники «Черной кошки» выходили из подвала без эмоций — очевидно, эпизоду не хватало остроты и напряжения. Тогда Говорухин попросил исполнителя роли Промокашки Бортника импровизировать и добавить этой сцене эмоций. И у него это получилось.
«На выходе из подвала я истерически запел блатную песню, стал костерить охранников, пинаться с ними… Ни Говорухин, ни Володя этого не ожидали. А я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утерся… А я уже вовсю попер на них: «Мусора, суки…». Но еще неадекватнее повели себя охранники. Надо сказать, что Говорухин нашел для этого эпизода настоящих милиционеров тех лет, давно уже вышедших на пенсию. Их переодели в послевоенную форму и привезли на съемку. И что с ними случилось! Они вроде понимают, что я актер, но внезапно произошло что-то такое в их сознании: а вдруг не актер? Вдруг настоящий уголовник? У них, вероятно, перед глазами все смешалось, и они стали меня бить, заламывать руки так, что я просто заорал от боли. И они кричат: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!» В общем, скажу я вам, было страшновато. А зрители, собравшиеся за ограждением съемочной площадки, аплодировали нам», — вспоминал Бортник.

Само собой, при цензурировании эту сцену пришлось вырезать. Никто не мог допустить, чтобы кадр, на котором уголовник плюет в лицо представителю власти, увидел массовый зритель.
Признание Шарапова
По сценарию после убийства Левченко Жегловым у Шарапова сдают нервы и тот говорит Глебу все, что думает. Главный посыл заключался в том, что Жеглову нравится убивать людей, поэтому Шарапов больше не может находиться рядом с ним. Но в финальный монтаж этот эпизод не вошел.

Смерть Вари
В черновом варианте картины Варю убивал бандит. А вернувшийся с задания Шарапов узнавал об этой новости только благодаря портрету с траурной лентой, расположенному в вестибюле управления. Но в Гостелерадио были категорически недовольны такой концовкой и переживали за настроение зрителей, которые могли воспринять подобный финал слишком близко к сердцу. В отредактированной версии Варя остается в живых и забирает подкидыша из детского дома. А в финальной сцене Шарапов приходит к Варе и видит ее с ребенком на руках.

Утренний туалет
Момент, когда Александр Абдулов ранним утром заводил машину и помочился на колесо, также не вошел в окончательную версию картины. Хотя на его съемку ушло огромное количество дублей. Актер попадал в кадр только выше пояса, поэтому вместо натурального похода в туалет он использовал чайник с кипятком, от которого во время полива шел пар. Но довести сцену до идеала никак не получалось — то пара было слишком много, то, наоборот, недостаточно. В общем, этот момент дался непросто как актеру, так и съемочной группе. Оттого особенно обидно, что зритель его так и не увидел.