Воевал с буржуинами, но уехал зарабатывать в США. Культовый герой СССР Мальчиш-Кибальчиш стал бизнесменом на Западе
Сергей Остапенко приобрел известность в мире советского кино благодаря роли в картине Евгения Шерстобитова «Сказка о Мальчише-Кибальчише», основанной на сказке Аркадия Гайдара. Но молодой актер никогда не мечтал о кинокарьере, поэтому очень скоро закончил со съемками, увлекся наукой и перебрался в США. Специально для вас рассказываем подробности его интересной судьбы.
Известность и слава
Сергей родился 5 июня 1952 года в Киеве. Его первое появление на экранах произошло в раннем возрасте: мальчику только-только исполнилось шесть лет, когда он сыграл октябренка Альку в фильме Мечиславы Маевской «Военная тайна» по повести Аркадия Гайдара. Остапенко так хорошо показал себя, что через шесть лет ему предложили исполнить главную роль в экранизации еще одного произведения Гайдара — «Сказке о Мальчише-Кибальчише». В этой картине наш герой сыграл Мальчиша-Кибальчиша и произвел настоящий фурор.
«Почему меня выбрали для первого фильма, не знаю. Во второй ленте у меня уже было преимущество перед другими ребятами. Хотя пробы все равно проходил. Тут, мне кажется, режиссер сыграл главную роль — благодаря ему мы смогли показать то, что нужно. По природе-то я не актер, а вот слух отличный: в «Военной тайне» даже исполнил песню — летал в Москву на запись!» — рассказывал Остапенко.
Отказ от кино в пользу образования
Юный актер заинтересовал очень многих режиссеров и продюсеров, но мальчик не собирался строить карьеру в киноиндустрии. У Сергея с детства был математический склад ума и любовь к арифметике. Поэтому он сделал упор на учебу и с первой же попытки поступил в один из самых престижных вузов страны — МФТИ.
«Физтех был лучшим вузом для физиков, и я очень хотел поступить именно туда. Учиться нравилось, но — честно — было тяжело. Особенно на первом курсе. Рядом сидели победители всесоюзных олимпиад, уже знавшие, что такое интегралы, — мне пришлось догонять, не спать ночами. Однако со второго курса я вышел «на базу» — в НИИ (Акустический институт). Сам подготовил первую научную работу», — вспоминал бывший актер.
После получения высшего образования Сергей устроился работать в НИИ, женился и обзавелся крепкой семьей. Остапенко делал большие успехи в науке и в конце 1980-х годов даже выиграл стипендию Фонда Гумбольдта. Она позволила нашему герою отправиться на год в Штутгарт для обмена опытом с немецкими коллегами. По возвращении в Советский Союз Сергей защитил докторскую диссертацию и чувствовал, что перед ним открывается море возможностей.
Переезд в США
Наполеоновские планы героя этого текста перечеркнул распад СССР. В период жесткого кризиса у страны не было денег на науку, поэтому всем ученым приходилось искать финансирование самостоятельно. Но Сергей не смог подстроиться под новые реалии.
«Тот период оставил у меня сильное впечатление: есть все, эффективность работы огромная, научный сервис, — наверное, лучший в мире. Вернувшись, защитил докторскую. Но тут развалился Союз… Денег на науку нет; чтобы получать зарплату, надо искать финансирование. А в МФТИ нас этому не учили. Получалось плохо», — рассказывал ученый.
Тогда Остапенко принял решение о переезде в США вместе со всей семьей. На другом континенте выдающийся ученый долгое время преподавал математику в университете Южной Флориды. А в 2008 году он кардинально изменил свою жизнь и основал собственную научно-исследовательскую компанию под названием Ultrasonic Technologies. Ее специализация заключается в разработке и производстве ультразвукового оборудования для контроля качества и процессов в кремниевых и LiTaO3-пластинах, топливных и солнечных элементах, а также современной керамике. Главным достоинством компании Остапенко является разработанная им диагностическая система, которая помогает обнаруживать микротрещины в различных материалах посредством резонансной ультразвуковой вибрации.
«В 2008 году я решил уйти из университета. Хотелось создать что-то свое. У меня уже было несколько патентов, которые, правда, принадлежали вузу. Я выиграл конкурс в National Science Foundation для поддержки малого бизнеса. Деньги небольшие, но для старта собственного дела нормальные. Потом получил финансирование от Department of Energy, тоже пройдя жесткий конкурс. Работа творческая, исследовательская. В Штатах малому наукоемкому бизнесу оказывают большое внимание и поддержку на разных уровнях. Но ожидают отдачи в виде новых товаров или сервисов. В целом я доволен, как сложилась жизнь», — говорил Сергей.