Америка пыталась заполучить секретную разработку СССР. Пентагон купился на шутку великого советского режиссера

Один из самых узнаваемых элементов культовой картины Георгия Данелии «Кин-Дза-Дза!» — летательный аппарат пепелац — чуть не стал причиной гонений на режиссера. Хотя сюжет с уникальной декорацией лихо закрутился едва ли не с началом съемок картины.
Как вспоминал сам Данелия, мастерские киностудии «Мосфильм» отказались изготавливать пепелац, поэтому для его изготовления режиссер и художник-постановщик Теодор Тэжик использовали хвостовую часть найденного ими на свалке самолета Ту–104. Находку Тэжик покрыл пенополиуретаном и покрасил, чтобы сделать внешнее покрытие похожим на ржавчину. Дверь и колеса разработал еще один работник «Мосфильма» — Александром Батынковым.

Из-за пепелаца съемки фильма пришлось перенести — агрегат просто потерялся по пути на съемки. «Дорогой читатель, я не утомлял тебя производственными подробностями, но на этом фильме было столько препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф, что не могу не поплакаться. Главная декорация «Ракета Пепелац» оказалась не в Небит-Даге, куда мы ее отправили, а во Владивостоке…» — писал в воспоминаниях Данелия. Режиссер рассказал, что обнаружить отправленный во Владивосток пепелац оказалось очень нелегко. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». «Железнодорожники не могли понять, что надо искать — что такое пепелац? Директор «Мосфильма» привлек к поискам даже КГБ».
Пепелац в итоге нашли — аж через месяц.
Устройство (как и весь фильм) произвело фурор не только среди советских зрителей, но и на Западе — так, американские кинопроизводители с восторгом отмечали спецэффекты с полетом устройства между галактиками. Дошло до того, что западные киноделы попытались выпытать у Данелии секрет летающего аппарата. «После выхода фильма ко мне обратился американский режиссер с предложением делать спецэффекты для его картины, вспоминал Данелия. — Сказал, что его впечатлило, как у нас летает пепелац. А я ему: «А там нет спецэффектов. Военные дали нам гравицаппу (устройство, которое по сюжету устанавливалось в двигатель пепелаца и позволяло совершать межгалактические перемещения. — Sport24). Мы поставили ее на декорацию, и она летала. Вы обратитесь к русским военным. Это их разработки. А то вдруг я вам тайну расскажу. У нас с этим строго, меня будут считать шпионом».

Американцы не поняли юмора советского режиссера, посчитав, что у СССР и правда есть подобные технологии. А раз их используют в советском кино, значит, оно даже не особо секретно и может быть использовано для нужд Голливуда. Данелия пытался было разубедить западных коллег в правдивости этих слов, но те не слушали — режиссер махнул рукой и отослал американцев в Минобороны СССР.
Через несколько дней у Данелии раздался звонок. Позвонили из Минобороны и наорали: «Вы что дурака валяете?» После чего пригласили режиссера и показали ему запрос из высших органов США о предоставлении для нужд Голливуда космической машины «пепелац».
В итоге Данелию решили не наказывать, но настоятельно попросили с американскими товарищами больше не шутить. А то так и до международного скандала недалеко.