Эти легенды прославили СССР на весь мир! Знаменитая тройка Боброва — собрать ее помог лично сын Сталина
«Тройка Бабич — Шувалов — Бобров — это первый бренд советского хоккея. Они были пионерами, мы читали о них в книжках».
Эта цитата принадлежит одному из величайших защитников в истории мирового хоккея — Вячеславу Фетисову. Действительно, сочетание Бабич — Шувалов — Бобров появилось задолго до создания легендарных троек Петрова, Ларионова и других. Предпосылкой для создания этой связки стала трагедия, произошедшая в январе 1950 года. Самолет с игроками команды ВВС МВО разбился при заходе на посадку в Свердловске. Погибли все, кто находился в самолете. Среди пассажиров лайнера чудесным образом не оказалось Виктора Шувалова и Всеволода Боброва. Один не полетел на матч по прямому приказу Василия Сталина, а другой проспал и опоздал на смертельный рейс.
«Нас позвали к Василию Сталину, который усадил нас и сказал: «Ребята, несчастье. Команда разбилась. Вам надо собраться и поездом ехать в Челябинск на игру». Мы сели и поехали. В Челябинск, потом в Свердловск и так далее… И никто нас не спрашивал, что мы чувствуем, трясет нас или нет… В то время все обязаны были быть крепкими и здоровыми. А родственники в Челябинске даже после моего звонка не поверили, что я живой… Мы из Челябинска поехали в Свердловск, где нас повели в ангар. Там лежали искореженные тела ребят. Смотреть на это было невозможно. Но мы смотрели. Потом играли. А после игры хоронили», — вспоминал Виктор Шувалов.
Василию Сталину как руководителю команды фактически пришлось собирать ее заново. Одним из тех, кого босс ВВС МВО призвал на замену погибшим ребятам, стал Евгений Бабич. Так и образовалась легендарная тройка, благодаря которой вновь созданному коллективу удалось выиграть три подряд чемпионата СССР. Главным забивалой в этом сочетании был, разумеется, звезда советского хоккея Всеволод Бобров. Он исполнял роль наконечника атак. Виктор Шувалов, в свою очередь, был фундаментом звена. Как и полагается центрфорварду, он отвечал за игру в обороне и фактически был полузащитником. Виктор никогда не лез в углы, отдавая эту работу на откуп своим крайним нападающим. Это позволяло ему не проваливаться при потере шайбы и быстро возвращаться в защиту. А Евгений Бабич выполнял диспетчерские функции и всегда предпочитал отдать роскошный пас, чем бросить и забить простой гол. Иногда форвард даже перебарщивал со своим альтруизмом.
«Женя был другом с Бобровым. Мог сам забивать гол, но отдавал шайбу Боброву. Я спрашивал у Жени: «Чего ты сам не бросал по воротам?» А у Бабича было какое-то уважение невероятное к Всеволоду, хотя, на мой взгляд, Бабич был техничный игрок, и играл не хуже Боброва. Скорость у Бабича была потрясающая», — говорил Шувалов.
Со стороны может показаться, что Шувалов в одиночку выполнял всю черновую работу в этом сочетании и полностью развязывал руки партнерам в атаке. Но это было не совсем так, иначе звездный центрфорвард не забил бы больше 200 шайб в чемпионатах СССР. Дело в том, что Виктору было легко играть из-за повышенного внимания соперника к его крайним форвардам. Во время опеки Всеволода Боброва и Евгения Бабича, защитники забывали про Шувалова и затем платили за это пропущенными шайбами — бросок у центра легендарного сочетания был что надо.
«У нас было очень много комбинаций. Когда играли с сильными командами, наши крайние нападающие опекали чужих защитников, чтобы те не атаковали. Как только наш защитник завладевал шайбой, Бабич сразу делал вираж в центр площадки, и защитник отдавал ему передачу. Если в этот момент чужой защитник шел за Бабичем, Женя в одно касание мне отдавал шайбу, защитник на меня перестраивался, а Бабич оставался свободным. Я тут же отдавал шайбу Бабичу, и он на скорости входил в чужую зону. Еще комбинация: мы в паре с Женькой идем на пасе из зоны защиты, передаем друг другу шайбу. Защитники соперника в этот момент теряют концентрацию и забывают о Боброве. Мы с Бабичем доходили до «синей» линии — и следовал длинный пас на Михалыча», — делился тактическими секретами Шувалов.
После смерти Иосифа Сталина в 1953 году команда ВВС МВО была расформирована. Тогда великолепная тройка в полном составе перешла в ЦДСА (ныне — ЦСКА). Этот трансфер также помог им оказаться в составе национальной сборной на дебютном для советской команды чемпионате мира в 1954 году. На том турнире сборная СССР прошлась катком по всем соперникам и завоевала золото. Сочетание Бабич — Шувалов — Бобров сыграло в этом успехе ключевую роль. На троих они забросили 16 шайб, а Всеволод Бобров был признан лучшим форвардом мирового первенства.
«По принятой ныне терминологии это звено следовало бы назвать «шуваловским». Но, по-моему, это было бы несправедливо: наиболее индивидуально яркими в этой тройке были именно крайние форварды — в первую очередь, конечно, Всеволод Бобров. Я бы сравнил этих крайних с Пеле и Гарринчей, поскольку и с теми и с другими справиться один на один было невозможно», — рассуждал Анатолий Тарасов.
Именно эта тройка принесла советскому хоккею первую славу и показала всему миру, что в СССР тоже прекрасно умеют кататься на коньках и обращаться с шайбой. Бабич, Шувалов и Бобров на своем примере доказали важность сыгранности и постоянства в сочетаниях троек. В дальнейшем по их прототипу создавались величайшие звенья в истории советского хоккея.