Терещенко: «В России ничего не делается для развития детского хоккея»
Трехкратный чемпион мира и пятикратный чемпион России Алексей Терещенко в интервью корреспонденту Sport24 Дмитрию Ерыкалову рассказал о проблемах в российском детском хоккее.
42-летний Терещенко работает детским тренером в школе родного московского «Динамо».
— Мое мнение, может быть оно жесткое: система подготовки тренеров в России оставляет желать лучшего. Она застряла в прошлом веке.
— А вам есть с чем сравнивать?
— Я смотрел, интересовался. Понимаю общие тенденции. Изучал, что дети в возрасте 12-13 лет, которых я принял в «Динамо», должны уметь и делать. Не только в хоккее, но и в других игровых видах спорта, том же футболе. Это касается и функционального развития, и психологического. Сейчас эти наработки пытаюсь постепенно переложить на практику. Нужно идти поступательно. Если давать детям из 7-го класса программу 9-го — они ее просто не будут воспринимать. Все нужно в меру, дозированно. Необходимо терпение.
— В какой стране система подготовки детей находится не «в прошлом веке»? На кого уместно ориентироваться?
— Дело не в ориентирах. Мы сами должны понять. Что мы хотим? Куда мы движемся? В России ничего не делается для развития детского хоккея. Ни-че-го. Я могу судить по московским большим школам. Все зациклено на селекции. Появляется более сильный ребенок — другого задвигают, берут из другой школы еще одного сильного паренька — садится на лавку тот, ради которого задвинули предыдущего. Команды играют в два, а то и в одно звено. Дети становятся заложниками этого подхода. Я против этого.
— ФХР гордится и везде продвигает программу «Красная машина». Что о ней скажите?
— Честно? Не знаю. Не видел ее, ничего не могу сказать. Но важно, чтобы у каждого клуба была выстроена система подготовки. Причем эта подготовка должна быть разная в зависимости от возраста детей. Набор упражнений и веса для 12 лет — одни, для 14 — другие. Дети должны подходить к МХЛ абсолютно готовыми. А этого у нас не происходит. Они не обучены как коньки поставить, как клюшку. Это нюансы, из которых складывается вся суть хоккея. Но и, конечно, функциональная подготовка. В школе должен быть тренер по растяжке. Потому что дети — деревяшки!
— Проблемы детского хоккея для вас открылись после того как вы сами стали тренером и погрузились в процесс или ещё раньше понимали, как все устроено?
— Во многом представлял и раньше, так как хватает друзей, у которых дети занимаются хоккеем. Не буду бросаться лозунгами, что я пришел поменять детский хоккей в России. Но с детьми надо ра-бо-тать! Развивать их. Терпеть. Кому-то, конечно, нужен сходу результат. Тут от руководителей клуба многое зависит. Но что мы хотим получить в итоге? Чтобы как можно больше детей попало для начала в молодежную команду «Динамо». Все не попадут. Возможно, даже пять не попадут. Но те, кто не попадут, поедут в другие клубы. Они должны быть востребованы, а для этого должны быть образованы. Это как в общеобразовательной школе. Ты должен учиться так, чтобы если не поступил в МГУ, то поступил в МГИМО, не поступил в МГИМО — нашел себя в другом ВУЗе.