Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Хоккей
15 декабря 2022, Четверг, 07:00

Считался гением на уровне Дацюка, получил прозвище Профессор задолго до Ларионова. Легенда «Спартака» Рудаков

spartak.ru
Поделиться
Комментарии
Уникальный хоккеист.

Встретив Аркадия Рудакова в обычной жизни, было практически невозможно признать в нем профессионального спортсмена. И уж тем более хоккеиста. Рост нападающего составлял порядка 170 см, а вес — 70 кг. Узкие плечи, ни единой мышцы, сутулость. Действительно, с такой комплекцией играть в хоккей было попросту опасно. Особенно в советское время, когда многие хоккеисты пробились на вершину только благодаря выдающимся габаритам и уникальной физической силе. Но у Аркадия страх отсутствовал. Хотя сам он все прекрасно понимал и не раз признавал, что является самым маленьким хоккеистом Высшей лиги.

«На льду я с 1963 года. Так что пережил все перемены в правилах ведения силовой борьбы. Ясное дело, год от года становилось тяжелее. Что было делать? Как‐то компенсировать то, о чем природа не позаботилась. Ко всему мой рывок с места оставлял желать лучшего. Кто чем берет. Я — хитростью. И в то же время простотой. Много двигаюсь без шайбы. Ищу свободное пространство и сторожу ошибки в средней зоне и вблизи ворот. На пятачке мне задержаться трудно: выталкивают, выкидывают оттуда. А сложно мне не столько бороться против силы, против истинных атлетов, сколько идти на защитника позиционного плана и достаточно маневренного. Такого, как динамовцы Первухин и Билялетдинов», — говорил Аркадий.

Из-за особенностей физического развития Рудаков был вынужден искать конкурентные преимущества, отличные от абсолютного большинства хоккеистов. Многие игроки построили свою карьеру за счет габаритов, сильного броска или физического превосходства. Но Аркадию, чтобы в прямом смысле слова выжить на льду, был необходим комплекс сильных качеств. Начав процесс их поиска еще в юном возрасте, нападающий раскрыл в себе большой талант. Он обладал удивительной хоккейной интуицией и без труда предугадывал не только действия отдельных соперников, но и развитие целых атак. Рудаков всегда держал голову поднятой, поэтому зачастую ему удавалось избавиться от шайбы до того, как против него проведут силовой прием.

«Казалось бы, что может быть проще тренеру команды, которой предстоит встреча со «Спартаком», — дать указание игрокам «размазать» Рудакова где‐нибудь у борта, применив против него силовой прием по полной программе: вот вам вроде бы простое
и надежное средство нейтрализации спартаковской «десятки». Однако попытки поймать его, встретив жестко в корпус, были пустой затеей. Скорее сам на «пятой точке» окажешься, вызвав насмешливый хохот трибун, чем хотя бы дотронешься до него. Аркадий все видел и, что еще ценней, все предвидел, контролируя дистанцию и любые перемещения пятерки соперников. И что уж совсем непостижимо — в редких ситуациях, когда уход от столкновения где‐нибудь у борта иначе как трусость нельзя было расценить, Рудаков умудрялся и в лобовом единоборстве одерживать верх — улучив момент, опережал визави», — писал в своей книге «Я вспоминаю» Александр Якушев.

По манере игры многие современники Рудакова, дожившие до наших дней, сравнивают его с Павлом Дацюком. Оба не могли похвастать габаритами или физической силой, но с точки зрения хоккейного интеллекта им не было равных. К тому же Павел и Аркадий были родом из Свердловской области — можно сказать, земляки.

Карьера будущего чемпиона России началась в серовском «Металлурге». За 3 сезона он заслужил повышение и получил приглашение в «Автомобилист», где также очень быстро вышел на лидирующие позиции. В советском хоккее 30-летние хоккеисты считались динозаврами и чаще всего отправлялись на пенсию. Во многом из-за неоправданно огромных нагрузок, которые хоккеисты клубов СССР переносили на протяжении всей карьеры. Даже подготовленный организм в определенный момент уже был не в силах их выдерживать. Поэтому играть до 40 лет во времена СССР не удавалось даже уникумам. Тем удивительнее то, что Рудаков получил приглашение в топ-клуб в возрасте 29 лет. Юрким форвардом заинтересовался «Спартак».

«В то время в 30 лет выгоняли из хоккея — а его в 29 только привезли в «Спартак» из Свердловска. Народ еще смеялся: «Нашли молодого, перспективного…» А я как взглянул — сразу стало все ясно. По одному моменту. Заезжает в угол — и через клюшки всех защитников так накидывает шайбу своему, что падает прямо на крюк. Тому и движение делать не надо, хоп — гол!», — вспоминал Виталий Ерфилов, первый тренер Владислава Третьяка.

Аркадий прекрасно понимал, что это последний в его карьере шанс добиться чего-то значимого. Предложений от других команд ждать было бессмысленно. Как считал сам форвард, хоккей московского «Динамо» не подходил под его стиль, а попасть в ЦСКА у него не было шансов из-за невозможности переносить нечеловеческие нагрузки. Рудаков ненавидел штангу и кросс, да и вообще терпеть не мог предсезонную подготовку. Единственное, что приносило нападающему настоящее удовольствие — игровые тренировки. Футбол, баскетбол, гандбол, ручной мяч — в любом из этих видов спорта форвард был лучшим.

Попав в один из сильнейших клубов страны, Аркадий сразу же стал чемпионом СССР. Его тройка с Александром Бариневым и Алексеем Костылевым внесла огромный вклад в то чемпионство. В «Спартаке» форвард провел следующие 5 лет. Исключением стал лишь сезон-1977/78, который форвард провел в «Автомобилисте», а затем вновь вернулся в Москву.

За год до ухода из красно-белых Рудаков стал обладателем приза «Три бомбардира», который вручается самой результативной тройке первенства. Их сочетание с Виктором Шалимовым и Борисом Александровым наколотило 73 шайбы за сезон и разделило первое место с легендарным трио в лице Бориса Михайлова, Валерия Харламова и Владимира Крутова.

После «Спартака» Рудаков один сезон провел в Австрии и два года отыграл в ярославском «Торпедо». Интересно, что неординарный форвард получил прозвище Профессор еще задолго до того, как началась карьера великого Игоря Ларионова. Причем это было обусловлено не только гением Аркадия на льду. Дело в том, что во время теоретических занятий тренерский штаб «Спартака» нередко прибегал к помощи хоккеиста. Он идеально помнил все голевые моменты соперников из прошлых матчей. Это было полезным навыком. В те годы технический прогресс еще не дошел до камер и телефонов, поэтому снимать хоккейные матчи было невозможно.

После завершения игровой карьеры Рудаков недолго поработал ассистентом Владимира Игошина в воронежском «Буране». Затем чемпион России вернулся в Москву и работал с детьми в СДЮШОР «Спартака» вплоть до самой смерти, которая наступила непозволительно рано — в 48 лет.

«Аркашка не сказать что и выпивал сильно. Просто от природы здоровья не было. Да и большой спорт долгой жизни не способствует. Вы знаете, что 90 процентов хоккеистов ЦСКА того времени мучились язвой желудка? Хотя кормили отлично, врачи за ними смотрели круглые сутки. В чем же дело? Нагрузки! Многие ушли в раннем возрасте — из всех команд, где серьезно занимались физподготовкой. Сами ребята говорили: «На играх мы отдыхаем!», — рассказывал Виталий Ерфилов.

Чемпион СССР скончался из-за прободной язвы 23 мая 1995 года. А спустя 23 года его именной свитер был поднят под своды арены в «Парке легенд».

ХК Спартак М
ХК Автомобилист Екатеринбург
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0