Легендарный хоккеист ЦСКА уничтожал соперников фирменным силовым приемом. Сологубов называл его «ловить на жопенку»
Многие яркие и индивидуально сильные хоккеисты имеют в своем арсенале фирменные приемы. У Александра Овечкина таковым является бросок из левого круга вбрасывания. Андрей Миронов чаще остальных использует «мельницу» в качестве силового приема. А Сергей Мозякин славился точнейшим броском в «паутинку». У советских хоккеистов тоже были свои трюки, финты или иные способы создания преимущества на льду, которые они активно задействовали практически в каждом матче.
Один из величайших защитников в истории СССР Вячеслав Фетисов славился умением отдать точный пас из-за ворот под дальнюю синюю линию. Проделывать такой трюк больше не удавалось никому. Когда капитан ЦСКА и национальной сборной уходил за ворота и активно выискивал адресат для паса, соперники уже прекрасно понимали, что будет в следующее мгновение. Но ничего поделать с этим не могли. Фетисов мастерски умел вложить шайбу точно в клюшку партнера даже на расстоянии 15-20 метров. Из-за риска перехвата такой прием противоречил игровым концепциям Анатолия Тарасова и Виктора Тихонова, возглавлявшим сборную и ЦСКА в разные годы. Однако Фетисова это не останавливало.
Легендарный форвард Владимир Крутов любил подпустить шайбу под клюшкой защитника на высокой скорости. Мало кто в Советском Союзе умел выполнять этот прием с такой же эффективностью, как многолетний партнер Игоря Ларионова и Сергея Макарова. Игроки обороны ненавидели финт Крутова, поскольку против него они были просто бессильны.
Анатолий Фирсов был знаменит получившим впоследствии большое распространение приемом «клюшка-конек-клюшка». Для успешного выполнения этого маневра необходимо было не только уметь делать его идеально, но и сохранять хладнокровие. Нужно прекрасно видеть поле, наблюдать за расположением ног защитника и великолепно чувствовать дистанцию. Все эти качества были присущи легенде ЦСКА, поэтому он без труда оставлял защитников в дураках. Благодаря этому приему Фирсов забил не один десяток голов как во внутреннем чемпионате, так и на международной арене.
«Вся соль этого приема, естественно, не в том, чтобы просто потешить публику. Это имитация паса, оставления шайбы назад, партнеру. Я, к примеру, порой даже специально кричал: «Вовка!», корпусом, головой, глазами показывая защитнику, что отдаю пас, а сам возвращал себе шайбу обратно на крюк. Но при этом внимательно следил и за соперником: если он по-прежнему шел на сближение, то действительно разменивался с ним, пасовал, и партнер один, допустим, выходил на ворота. Если же нет — шел вперед сам. Главная задача — вывести соперника из равновесия. Да, всем было известно про этот прием, да только никто не знал, когда я шайбу отдам, а когда нет. Потому частенько и попадались», — рассказывал секрет знаменитого финта Анатолий.
Если у нападающих фирменные приемы зачастую были связаны с изящным обыгрышем защитников или уникальной манерой забрасывать шайбы, то некоторые игроки обороны имели несколько иные козыри. Например, прославленный защитник ЦСКА и сборной СССР Николай Сологубов отличался любовью к жесткой игре и силовым приемам. Поэтому в его арсенале имелся прием, который сейчас любит использовать защитник московского «Динамо» Андрей Миронов. В современном прочтении он называется «мельница». Но сам Сологубов называл его «ловить на жопенку».
«Сухой, жилистый — соперники от него отскакивали, будто от стенки. Сологубов меня и обучил силовым приемам. В том числе фирменному. Как он сам говорил — ловить на «жопенку». Еще Сологубов раскрывал мне психологические нюансы: «В первой же смене, не задумываясь, иди в игрока. Попал — он твой. Будет трепетать, словно кролик перед удавом». И точно! Если Локтева или Зимина в начале матча приложу — все, они ручные. Но стоит кому-то из них меня болтануть, уже я теряю уверенность», — вспоминал защитник московского «Динамо» Виталий Давыдов.
Вся суть излюбленного маневра Сологубова заключается в том, чтобы застать соперника врасплох. Особенно успешно такой прием выполняется против нападающего, успевшего набрать большую скорость. В таком случае у него практически не оставалось времени на то, чтобы среагировать на действия Николая. Когда форвард приближался на оптимальное расстояние, Сологубов резко тормозил и опускал корпус вниз — к ногам «жертвы». Таким образом, не успевший среагировать соперник натурально спотыкался о живое препятствие и делал приличный кульбит. После такого приема у команды Николая всегда появлялось психологическое преимущество. Не зря он считается основоположником силовых приемов в СССР.