Sport24109316RUРоссия, МоскваВолгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logohttps://cdn-a.sport24.ru/public/src/assets/favicon/512x512.png
Хоккей
20 ноября 2022, Воскресенье, 09:00

Родился в семье военного, пахал на тренировках до слез, придумал вратарский трюк. Детство легенды ЦСКА Третьяка

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
В нем рано стали видны задатки великого голкипера.

О великих подвигах легендарного голкипера ЦСКА и сборной СССР Владислава Третьяка написано и сказано уже очень много. Но детали того, как и при каких обстоятельствах обычный мальчишка заставил обратить на себя внимание представителей основы ЦСКА, встречаются гораздо реже. Sport24 рассказывает, каким вратарем был Владислав Третьяк в детстве и юности.

Проводником в хоккей для одного из величайших вратарей 20 века стал Вячеслав Тазов. В то время он возглавлял команду ЦСКА 1952 года рождения. Сам он абсолютно ничего не смыслил во вратарском ремесле. Поэтому привел 8-летнего Владислава к своему давнему товарищу — Виталию Ерфилову. В будущем именно он сделает из Третьяка настоящего чемпиона.

«Пришел мой товарищ, сейчас уже покойничек, Вячеслав Тазов. Он в ЦСКА работал с мальчишками 1952 года рождения. Говорит: «Появился у меня вратарь. Ты ж в них разбираешься — взгляни! Может, его вообще не стоит брать…» Посмотрел — отвечаю: «Я этого мальчика возьму к себе, если отдашь». — «Да забирай». Потом-то я выяснял: как же так легко уступил? Говорит: «Так он только пришел. Не успел к нему сердцем прирасти», — вспоминал Ерфилов.

РИА Новости

На первом занятии новичок тренировался без формы. Виталий Георгиевич занимался с ним лично, поскольку другие ребята даже обычными бросками могли покалечить юного голкипера. Прыть, упорство и бесстрашие Владислава поразили тренера. Мальчик абсолютно не боялся шайбы и ловил ее всеми частями тела, лишь бы не пропустить. Сразу после той тренировки Ерфилов нашел Третьяку его первую вратарскую форму. Причем железная маска для защиты лица досталась голкиперу в наследство от вратаря ЦСКА Анатолия Рагулина.

«Потом ЦСКА съездил в Финляндию, там вратарям подарили железные маски. «Сетки» такие. Одну дали Анатолию Рагулину. А я был вхож в раздевалку команды мастеров! Вижу — лежит. Спрашиваю: «Тонь, твоя?» — «Моя. Да ну ее! Ни хрена в ней не вижу, рябит…» — «Заберу для молодого?» — «Да пожалуйста». Вот так у Владика появилась первая хорошая маска. С черным подбородочком», — рассказывал Ерфилов.

Первое, чему научился Третьяк, был приставной шаг. В те годы в СССР он не был распространен так, как сейчас. За рубежом его тренировали повсеместно, но в Советском Союзе лишь немногие знали о существовании такого движения. Виталий Георгиевич потратил немало времени на то, чтобы обучить Владислава азам вратарского мастерства. Помимо приставного шага они активно тренировали катание в воротах, а также толчок пяткой, а не носком.

«Я сформулировал ясно для хоккеистов этого амплуа: катание — это катание, а перемещение в воротах — это совсем другое. Это — Т-образный перекат, это перекат на двух коньках, это выезд вперед пяткой. Не толчком носка, как обычно у игрока, — голкипер должен пяточкой оттолкнуться и выехать. Если вы задумаетесь, то поймете. Спиной вперед катаются одинаково — и полевые игроки, и вратари. При этом они толкаются носками. При обычном скольжении игрок тоже толкается носком, а вратарь толкается пяткой. Потому что ему не надо ехать 60 метров, ему достаточно выкатиться на полтора метра. И много-много вот таких тонкостей», — делился вратарскими секретами первый тренер будущей звезды мирового хоккея.

РИА Новости

Огромным подспорьем в сумасшедшем развитии юного Третьяка стало то, что на протяжении целого года он учился в школе во вторую смену. Соответственно, тренироваться вечером у него не было никакой возможности. Таких хоккеистов в группе Ерфилова было всего 6-7 человек. Специально для них Виталий Георгиевич проводил тренировки утром. И у абсолютного большинства учеников второй смены, по мнению специалиста, отсутствовали какие-либо перспективы в хоккее. Исключение составляли лишь два голкипера — Владислав Третьяк и Владимир Полупанов. На них тренер и концентрировал свое внимание на протяжении всей тренировки. Поэтому их рост и прогресс проходил в ускоренном режиме.

Будущий олимпийский чемпион уже в детстве выделялся своим ростом. В сравнении со сверстниками он был гигантом. Поначалу Владислав выглядел худощаво, но в результате долгих и изнурительных тренировок обрел мышечную массу.

Виталий Ерфилов всегда отмечал характер и воспитание своего подопечного. По самоотдаче и работоспособности к нему никогда не было претензий. Работал Владислав действительно на совесть. А главные черты характера в нем заложил отец, служивший военным летчиком. Поэтому Третьяк всегда отличался уважением к старшим и порядочностью.

«Для Третьяка уважительное отношение к старшим являлось нормой еще в юношестве. И потому слово тренера было для него законом. Законом! Помню, мы занимались в зале тяжелой атлетики — там, где в свое время Власов тренировался. Владику я поставил 20-килограммовый гриф на его худые, дохлые плечи и заставил с грифом с ноги на ногу переходить. Безо всякой там присядки, просто переносить центр тяжести с одной ноги на другую. И отчего-то я про него забыл… Я стою и с кем-то разговариваю, потом поворачиваю голову в сторону Владика — у него уже слезы из глаз, а он не бросает этот гриф, продолжает выполнять упражнение, хотя силенок совсем не осталось. Вот вам и характеристика Третьяка!», — вспоминал Ерфилов.

РИА Новости

Со временем талант и одаренность Третьяка стали очевидными. Например, один из матчей юношеская команда ЦСКА с Третьяком в воротах проводила под открытым небом. Качество льда оставляло желать лучшего, поскольку в тот момент уже началась весна, и покрытие постепенно таяло. Именно это обстоятельство впоследствии и помогло сделать подающему большие надежды голкиперу эффектный сейв. Форвард соперника нанес сильный бросок по воротам Владислава, но из-за неровного льда шайба подскочила и резко изменила траекторию полета. Однако молодого вратаря это нисколько не смутило. Третьяк успел в последний момент среагировать и отразить угрозу головой. Уже тогда Ерфилов начал догадываться, что тренирует будущую звезду мирового хоккея.

«Выдающихся вратарей отличает то, что они что-то свое придумывают. Вот и Владик придумал — вместо шпагата класть щиток. Это Третьяк изобрел! Когда я первый раз такое увидел, изумился: — Ты что делаешь-то? Что творишь?! — А мне так удобнее, Виталий Георгиевич. — Ну ладно, Владик. Давай подумаем… Благодаря собственной придумке Третьяк стал больше загораживать пространства, намного больше. Фантастика! И я похвалил его, подбодрил: — Молодец! Правильно сделал. Хороша твоя придумка!», — делился подробностями становления великого голкипера его тренер.

Впервые Анатолий Тарасов обратил внимание на Третьяка уже после того, как тот стал чемпионом Европы среди юниоров. Вскоре Владислав начал регулярно тренироваться с основой ЦСКА. И Тарасов стал ему вторым отцом. Анатолий Владимирович уделял молодому вратарю огромное количество времени. Он вставал за ворота и подсказывал ему, какой угол лучше закрыть. И даже посылал его в Швецию на специальные вратарские сборы. Все это в будущем помогло Третьяку переиграть Николая Толстикова и Виктора Толмачева и на долгие годы занять место основного вратаря ЦСКА.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0