Дружил с великим Харламовым, пугал вратарей броском, уложил наглого чеха. История легенды ЦСКА Гусева
Александр Гусев не был ярким хоккеистом, способным пачками вколачивать шайбы в ворота соперника или раздавать изящные голевые передачи. У защитника ЦСКА и сборной СССР были другие преимущества, которые делали его незаменимым — олимпийский чемпион был настоящим хребтом команды, жестким и неуступчивым игроком, способным дать отпор любому нападающему соперника. Sport24 рассказывает историю одного из ведущих оборонцев советского хоккея.
Начало
Отец нашего героя был музыкантом в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Александрова. Но Гусев-старший не хотел, чтобы его сын шел по стопам отца и трудился в сфере искусства. Поэтому в одной из заграничных поездок он купил еще совсем юному Александру новые коньки и начал приобщать его к спорту. Первое время будущий защитник ЦСКА катался на твердом снегу, и сразу было заметно, как это занятие пришлось ему по душе. Вскоре на замену обычному твердому снегу пришли московские катки, на которых будущий хоккеист с большим удовольствием оттачивал свои навыки.
Интересно, что Гусеву далеко не сразу удалось попасть в сильнейшую в СССР хоккейную школу — ЦСКА. Тренер Борис Афанасьев отказал юному фанату хоккея, поскольку искренне считал, что тому еще рано играть за армейцев. Но в конце концов, мальчик был зачислен в секцию и начал свой путь к вершинам советского хоккея. В этом ему помогли тренер Андрей Старовойтов, поставивший будущему защитнику прекрасное катание, и тандем Вячеслав Тазов — Александр Черепанов, привившие юному хоккеисту основы командной игры.
Дружба с Валерием Харламовым и дебют в большом хоккее
В школе ЦСКА Гусев сдружился с другим молодым и подающим надежды хоккеистом — Валерием Харламовым. В дальнейшем пути двух друзей еще не раз пересекались: в частности, их обоих отправили в Чебаркуль, чтобы в составе местной «Звезды» юные таланты набрались опыта и лучше подготовились ко взрослому хоккею. И оба игрока этим шансом воспользовались, влюбив в себя чебаркульских болельщиков и заслужив возвращение в основу сильнейшего клуба чемпионата СССР. Дебют Гусева в большом хоккее произошел в сезоне-1965/66 — в матче против московского «Динамо».
«Тарасов говорит перед игрой: «Саша, готовься». Сижу, готовлюсь. Первый период проходит, второй, третий, а я все готовлюсь. Вдруг Тарасов произносит незадолго до конца, когда было уж ясно, что матч выигран: «Молодой человек, сейчас выходите». У меня сердце, как воробей, затрепетало, разволновался. Первый матч — не шутка», — вспоминал защитник.
Та встреча стала судьбоносной для карьеры Александра: благодаря удачному дебюту он заслужил расположение Анатолия Тарасова и задержался в главной команде страны на следующие 10 лет, став за это время семикратным чемпионом СССР и трехкратным обладателем золота Кубка СССР. Что интересно, герой этого текста не обладал огромным талантом и не мог похвастать идеальным катанием или сумасшедшей техникой — Гусев был идеальным олицетворением слова «эффективность»: каждое его движение несло в себе максимальную полезность, но при этом большинство из них оставались незаметны для неискушенного зрителя. Без таких игроков невозможно построить чемпионскую команду.
Олимпийский чемпион идеально пользовался своими габаритами — благодаря большому росту и длинным рукам он легко отбирал шайбу у соперников, а полученная посредством огромного количества тренировок сила и мощь помогала Александру размазывать противников у бортов. Отдельно стоит отметить пушечный бросок защитника: от его выстрелов пострадал далеко не один голкипер, а полевые игроки не горели желанием подставляться под щелчок защитника.
Гусев обладал удивительным умением быть жестким защитником-домоседом, и при этом регулярно забивать. В 313 матчах в рамках чемпионата СССР он забросил 64 шайбы, а в составе национальной сборной оборонец отличился 12 раз в 42 встречах. Неплохая результативность для хоккеиста, главная задача которого заключалась в обороне собственных ворот.
Отказался от упоминания в фильме «Легенда № 17»
Как уже упоминалось выше, Александр Гусев был далеко не последним человеком в жизни Валерия Харламова. Поэтому без упоминания Гусева в фильме о его партнере никак нельзя было обойтись. Но после прочтения сценария великий защитник не хотел ассоциироваться с этой картиной и запретил использовать в ней свое имя. Поэтому экранным другом Валерия стал хоккеист с фамилией Гуськов, а не Гусев.
Был дисквалифицирован за драку с чехословацким хоккеистом
Все произошло на одном из турниров на приз «Известий». Во время атаки Гусев со всей силы бросил по воротам, но не попал в створ. После чего прямо в лицо Александра последовал удар — агрессором выступил форвард чехословацкой сборной Богуслав Штястны. Разумеется, ведущий защитник советской команды не мог проигнорировать столь дерзкий выпад со стороны соперника: Гусев в два удара уложил соперника на лед — Штястны смог покинуть площадку только при помощи носилок.
После окончания матча стало ясно, что этот скандал станет международным, а Александру не удастся избежать неприятных последствий. По возвращении в Москву его дисквалифицировали и лишили звания заслуженного мастера спорта. Но через год, благодаря министру обороны и члену Политбюро Андрею Гречко, хоккеиста амнистировали и вернули ему все звания. А Штястны, чувствуя свою вину за тот инцидент, пригласил Гусева в Чехословакию и накрыл в гостинице шикарный стол. Советский защитник с огромным удовольствием принял извинения нападающего, и все старые обиды тотчас были забыты.