«А если бы его убили?» Громкий скандал в советском хоккее — 16-летнего таланта Козлова бросили играть с мужиками
Есть ощущение, что у Вячеслава Козлова не было иного выбора, кроме как стать двукратным обладателем Кубка Стэнли и одним из величайших российских хоккеистов в истории НХЛ. Его отец — Анатолий Козлов — в свое время почти всю карьеру провел в воскресенском «Химике» и в этом же клубе начал тренировать. Поэтому будущий форвард «Детройта» был приобщен к хоккею с самого детства. Впервые он встал на коньки еще в дошкольном возрасте — его дед постоянно заливал на даче небольшую ледовую площадку, на которой у Вячеслава и сформировалась любовь к этому виду спорта. Разумеется, не без участия отца, который вечерами пропадал с сыном на импровизированном катке.
В 7 лет Козлова-младшего отвели в ДЮСШ воскресенского «Химика», и тогда хоккейная лихорадка окончательно захватила юного Вячеслава. С утра до вечера он грезил только хоккеем, а другие дела и занятия его мало интересовали. Как рассказывал сам форвард, тогда на телевизоре было всего 4 канала, а о компьютерах и гаджетах не приходилось и мечтать, поэтому все свободное время он посвящал любимому делу. Такая одержимость и преданность хоккею, помноженная на грамотную помощь и ценные совета отца-тренера, в итоге дала свой результат.
Уже в 15-летнем возрасте Козлов привлек внимание североамериканских скаутов. А генеральный менеджер «Детройта» Джим Девеллано выписывал молодому парню комплименты:
«Я только что видел лучшего пятнадцатилетнего игрока в своей жизни. И я вам это говорю как человек, который наблюдал за юным Уэйном Гретцки. Этот Козлов просто великолепен».
В этой связи совершенно неудивительно, что талантливый форвард дебютировал во взрослом хоккее намного раньше большинства своих сверстников. Главный тренер основной команды «Химика» Владимир Васильев заприметил парня еще в юности и не сомневался, что тот скоро постучится в двери большого хоккея. Произошло это еще быстрее, чем предполагал тренер. Воскресенский клуб имел большие проблемы с составом: в частности, команде Васильева не хватало центральных нападающих. Козлов с момента прихода в хоккей был крайним форвардом, но тренер, занимавшийся с Вячеславом по школе, убедил Владимира Васильева попробовать молодого таланта в центре. Так Козлов дебютировал в основе «Химика» в сезоне-1987/88 в матче против ЦСКА. Будущей легенде «Детройта» было всего 16 лет.
«Сейчас, скорее всего, такого повторить уже нельзя. Мне помогло большое желание, работа и помощь команды. Во мне увидели потенциал и дали возможность пораньше перейти во взрослый хоккей, оббиться среди мужиков, чтобы в дальнейшем я быстрее вышел на новый уровень. Благодарен Владимиру Филипповичу Васильеву, который взял меня в команду, дал возможность тренироваться, почувствовать эту «кухню», побыть в раздевалке с мужиками. Валерий Брагин, Владимир Щуренко, Сергей Карпов… Все отнеслись с пониманием, с добротой. И это при том, что когда приходит новый игрок, у кого-то место в составе «трещит». Николай Ванин, Александр Смирнов… Много было в раздевалке и воспитанников моего отца, Анатолия Ивановича. Кроме поддержки я не почувствовал ничего, никакой зависти. Большой вклад в мое развитие внес именно мой отец», — рассказывал Вячеслав.
Но ранний дебют восходящей звезды российского хоккея понравился далеко не всем. Наутро после матча главного тренера «Химика» Владимира Васильева вызвали в Федерацию хоккея.
«Начальник управления хоккея Анатолий Кострюков негодовал: «Как вы могли 16-летнего мальчика выпустить с мужиками? А если бы его убили? Да вам бы сидеть пришлось!» — отчитывали коуча.
Благо, та встреча с ЦСКА никак не отразилась на здоровье Козлова. Первое время он выходил на лед с легендарными Валерием Брагиным и Владимиром Щуренко. А потом его поставили к Роману Оксюте и Андрею Квартальнову — старшему брату Дмитрия Квартальнова. Это сочетание произвело настоящий фурор в советском чемпионате: Козлов посредством шикарного катания и техники без труда завозил шайбу в зону соперника, Квартальнов отвечал за борьбу в углах — благодаря грамотной работе корпуса у него было практически невозможно отобрать шайбу, а Оксюта обладал уникальным броском, с которым не мог справиться ни один голкипер.
«Козлов, Рома Оксюта и Андрей Квартальнов начинали в четвертом звене. И при этом полчемпионата шли на третьем месте среди бомбардиров. Четвертое звено! Ребята идеально дополняли друг друга. Оксюта стоял на «пятаке» — и забивал. У него был уникальный бросок — с кистей, без замаха. Работал как часы. Тюк — и вынимай, десять из десяти», — восхищался Васильев.
Впереди Козлова ждала великая карьера — 1182 матча в регулярках НХЛ, 2 Кубка Стэнли, более 900 набранных очков и 2 Кубка Гагарина.