Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ХоккейНХЛ
24 июня 2022, Пятница, 14:00

Он помогал сборной СССР выиграть МЧМ, а ушел из жизни на глазах у родителей. Трагическая история хоккеиста Жолтока

nhl.com
Поделиться
Комментарии
Новый выпуск «Hockey History».

Хотел порадовать родителей, а в итоге ушел из жизни у них на глазах. Трагическая история форварда, выигравшего со сборной СССР молодежный чемпионат мира — тема нового выпуска «Hockey History».

Если вам удобнее читать, а не смотреть видео, вот текстовая версия.

В 2004 году произошла одна из самых страшных трагедий в истории всего мирового хоккея — прямо во время матча остановилось сердце известного форварда Сергея Жолтока, не дожившего месяц до своего 32-летия.

Будущий игрок молодежной сборной СССР и шести клубов Национальной хоккейной лиги родился в Риге, в декабре 1972 года. Того самого года, когда мир впервые увидел противостояние советских любителей и канадских профессионалов, как тут не разглядеть определенный символизм? При этом в хоккей Сергей пришел достаточно поздно, только в 9 лет, добавьте сюда нереальную конкуренцию за место в секции и станет понятно, что парню просто повезло — тренер Петр Хмельницкий что-то разглядел в мальчишке, даже не успевшем стоять на коньках, и взял его в команду.

«Зачастую мальчик играл сквозь боль — сильно мучало плоскостопие, так что приходилось надевать специальные супинаторы. Но он терпел и, стиснув зубы, продолжал работать. Я благодарен судьбе за то, что мне довелось с ним поработать», — рассказывал первый наставник Жолтока.

С первого взгляда влюбившись в хоккей, Сергей полностью отдавал себя игре, оттого и успехи к нему пришли быстро. В 17 лет в составе юниорской сборной СССР выиграл чемпионат Европы, в том же году попал в основу рижского «Динамо», к 20 годам взял серебро и золото молодежного чемпионата мира. Да и за пределами льда Жолток во многих делах сильно опережал сверстников — например, в те же 17 лет он женился.

«Мы заговорили, когда ехали в одном автобусе. Обменялись номерами телефона, а через пару дней созвонились. Это была любовь с первого взгляда!», — вспоминала супруга Анна.

В столь стремительном развитии карьеры и жизни Сергей его мама Джения позже увидит трагический знак:

«Мой мальчик всегда торопился жить. Куда он спешил? Может, чувствовал, что ему в этом мире отмерено не так много?».

Отыграв пару лет на родине рядом с Олегом Знарком, Сандисом Озолиньшем и Артуром Ирбе, Жолток рванул покорять северную Америку. Выбор лишь в третьем раунде драфта не обещал ему легкой жизни в «Бостоне», так и вышло — пробиваться в лучшую лигу мира пришлось через постоянные ссылки в АХЛ. Но с характером у Сергея всегда был полный порядок и своей мечты он достиг, уже в 1993-м нападающий забросил первую шайбу в НХЛ, поразив ворота того самого Ирбе, с которым когда-то начинал в Риге.

В итоге в главной лиге Северной Америки Жолток задержался на 10 сезонов и 588 матчей. Цифры очень и очень достойные, но еще больше впечатляет другая статистика — по количеству заброшенных шайб, передач и очков среди латвийских хоккеистов в истории НХЛ Сергей уступает только великому Сандису Озолиньшу. За долгие годы, проведенные форвардом за океаном, с ним случалось всякое: например, однажды он чуть не стал жертвой Русской ракеты — так на Западе называли нападающего Павла Буре. В 1993-м, в матче «Ванкувер» — «Бостон» Буре находился спиной к Жолтоку в ту секунду, когда один из партнеров Павла толкнул соперника. Сергей повалился вперед, в это же время российский нападающий потерял равновесие, тоже начал падать и в полете ударил Жолтока коньком в лицо. Попади Буре немного ниже, все вполне могло закончиться трагедией, но он лишь зацепил лоб коллеги из «Брюинз».

По-настоящему начать волноваться за здоровье Жолтока пришлось в 2002 году. Тогда нападающий выступал за «Миннесоту Уайлд» и нередко пропускал игры с диагнозом «irregular heartbeat» — «нерегулярное сердцебиение». Американские врачи при этом уверяли, что они полностью контролируют ситуацию.

Позже Жолток был обменян в «Нэшвилл», не смог помочь команде пройти первый раунд плей-офф-2004, но, вроде бы, избавился от сердечных проблем и готов был продолжать выступление в сильнейшей лиге планеты. В этот момент, увы, случился локаут, и Сергею пришлось уехать в Европу. Он долго обсуждал возможный контракт с «Ак Барсом», но в итоге выбрал команду «Рига-2000», выступавшую в открытом чемпионате Белоруссии.

На родине нападающий прошел полное обследование сердца — латышские врачи, вслед за своими североамериканскими коллегами, не нашли повода для того, чтобы запретить хоккеисту заниматься любимым делом. Но, как оказалось, проблемы никуда не делись. Утром 3 ноября 2004 года Жолток не вышел на раскатку перед выездным матчем с минским «Динамо» — он пожаловался главному тренеру Юлиусу Шуплеру на слабость и был освобожден от занятия.

Казалось бы, 31-летнему хоккеисту, сыгравшему почти 600 матчей в НХЛ, не стоит рисковать собой и лучше бы отказаться и от участия в игре. Но та встреча была особенной — на ней одновременно присутствовали отец и мать Сергея, которые развелись несколько лет назад. Подвести их и не выйти на лед форвард просто не мог.

«Незадолго до смерти Сережи мне приснился ужасный сон — его похороны. И дочка моя, Катя, потом позвонила мне из Америки и жаловалась на непонятные опасения, как будто скоро что-то плохое произойдет. Надо было уже тогда что-то предпринимать», — будет вспоминать позже мама хоккеиста Джения.

nhl.com

До конца роковой игры оставалось около 5 минут, когда Жолток снова пожаловался Шуплеру на слабость и боли в сердце. Коуч сразу отправил нападающего в раздевалку, но до нее Сергей не дошел, потеряв сознание. Первым помощь хоккеисту стал оказывать массажист «Риги-2000», который на этом выезде исполнял обязанности врача команды. Следом подключилась бригада врачей «Скорой помощи», а на арену был вызван кардиореанимационный автомобиль. Все безрезультатно. Через 55 минут медики констатировали смерть любимчика латвийских фанатов.

Мгновенная смерть Жолтка стала настоящим шоком для болельщиков и коллег нападающего. Об этом говорил выступавший тогда в Суперлиге латвийский вратарь Петерис Скудра:

«До сих пор не могу в это поверить. Не представляю, что его с нами нет, нахожусь в состоянии шока. Вроде бы он никогда ни на что не жаловался. Мы с ним мало поиграли: несколько раз встречались как соперники в НХЛ. Несколько лет назад в «Миннесоте», насколько знаю, он испытывал какой-то дискомфорт, но тогда все быстро нормализовалось. Очень обидно, что не смогу присутствовать на похоронах Сергея, потому как планировал во время перерыва в чемпионате улететь в Америку. А сейчас что-либо изменить в планах уже сложно».

В таком же состоянии находился тогдашний нападающий «Спартака» Айгурс Ципрусс:

«Спустя час мне позвонили ребята из Минска, где играла команда «Рига-2000». Прошли уже сутки, но поверить в случившееся не могу. Фактически мы выросли вместе. Родились в один год, играли в юниорской и молодежной сборных, дружили семьями. Компанейский парень, хороший спортсмен, всегда ставил перед собой самые серьезные задачи. Мечтал играть в НХЛ и в итоге добился своей цели».

Но страшнее всего читать слова жены Жолтка — Анны. Их с Сергеем планам не суждено было сбыться, большой хоккеист ушел непозволительно рано:

«А какие у нас были хорошие планы. Мы вернулись в Латвию, у нас был новый дом в Юрмале, рядом все друзья и родственники, детей в школу устроили, вместе Новый год собирались встречать…»

ХК Бостон Брюинз
ХК Миннесота Уайлд
ХК Нэшвилл Предаторз
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0