Из-за побоища питерских и московских фанатов прервали матч «Спартака». На игре против СКА летали стулья и файеры
Российский хоккей знает огромное количество ледовых побоищ, массовых потасовок и масштабных драк, которые происходили во время матчей на льду. Как правило, такие конфликты не выходят за пределы площадки и затухают сразу после окончания встречи. Другое дело — столкновения фанатов, страстно поддерживающих свои любимые команды. В хоккее, в отличие от футбола, не столь развито жесткое и порой жестокое фанатское противоборство, а столкновения на трибунах за всю историю случались лишь считанное количество раз. Поэтому каждый из этих случаев сразу запоминается. Одно из самых масштабных разборок болельщиков в истории российского хоккея произошло 8 января 2008 года — на матче СКА — «Спартак».
На время новогодних праздников основная арена питерского клуба был занята чемпионатом России по фигурному катанию. Сейчас такую ситуацию представить практически невозможно, но в Суперлиге подобное происходило со многими командами. Подопечные Барри Смита были вынуждены перебраться в куда более скромный и возрастной стадион — СК «Юбилейный». Но никто не придал этому факту большого значения — бешеного внимания к матчам между СКА и «Спартаком» не было, а потому провести одну встречу в необычных условиях для хозяев не должно было составить большого труда.
В футболе взаимоотношения питерского и московского клубов находятся в принципиально ином состоянии — «Зенит» и «Спартак» являются непримиримыми соперниками. Кто бы мог подумать, что рядовой хоккейный матч посетят футбольные болельщики и устроят там новый акт своего противостояния? Но если задуматься, в этом не было ничего удивительного — на дворе стоял январь, футбольный сезон находился на паузе, а фанатам негде было выплеснуть накопившиеся эмоции. И их выбор пал на матч команд Милоша Ржиги и Барри Смита.
Фактором, сыгравшим на руку футбольным ультрас, стал временный переезд СКА в СК «Юбилейный». Оказалось, что работа службы безопасности на этом стадионе оставляла желать лучшего — контроль на входе был крайне слабым и поверхностным, а милиционеров, дежуривших около трибун, очевидно было недостаточно для решения проблем, которые могли возникнуть после начала встречи. Вполне возможно, что фанатские группировки «Зенита» и «Спартака» и вовсе были осведомлены о вышеперечисленном и умышленно выбрали мишенью для своих разбирательств именно этот матч.
Игра оказалась под стать тому напряжению, что царило на трибунах: первые 40 минут команды откатали вхолостую и никак не могли распечатать ворота соперника. Нерв, присутствовавший на льду, в определенный момент передался фанатам: во втором периоде питерские фанаты, расположившиеся на верхних ярусах дворца, кинули пластиковый стул в сторону болельщиков «красно-белых», сидевших чуть ниже. Этот локальный выпад удалось подавить — столкновение не переросло в массовое побоище. Однако фитиль уже был подожжен, и было лишь вопросом времени, когда произойдет взрыв.
Не прошло и 3 минут с начала заключительной двадцатиминутки, как в сторону прибывших из Москвы фанатов в большом количестве полетели кресла и стулья, что вполне предсказуемо послужило катализатором масштабной бойни, невольными свидетелями которой стали обычные болельщики хоккейных СКА и «Спартака». В ход даже пошли файеры, вход с которыми на хоккейные матчи строго запрещен. А охрана и милиция ввиду своей малочисленности были не в силах повлиять на столь крупное столкновение фанатских группировок.
В общей сложности потасовка продолжалась около 15 минут — к окончанию драки матч уже был остановлен, а главный тренер СКА Барри Смит принял решение увести свою команду в раздевалку. Максим Сушинский и форвард гостей Алексей Акифьев взяли инициативу в свои руки и пытались повлиять на дерущихся с помощью микрофона и успокоительных речей.
«Это для меня было шоком, в первый раз такое вижу на хоккее, тем более в Питере. Мне подсказали, что я должен обратиться, все-таки я играл здесь, а то, что поехал я, а не Максим Рыбин на правах капитана, не ищите здесь подоплеки, посчитали, что мое армейское прошлое должно помочь хоть как-то утихомирить трибуны», — сказал Акифьев.
Эффект от вмешательства игроков в итоге подействовал. Конфликт затух, а прибывший ОМОН вывел самых агрессивных фанатов со стадиона. Через 20 минут после старта вакханалии матч продолжился и закончился победой гостей — за 5 минут до конца третьего периода Максим Рыбин забросил шайбу в ворота Дмитрия Ячанова и стал главным героем встречи.
«Жаль, очень жаль, что в таком матче происходят такие события, что ребятам пришлось уходить в раздевалки, что пришлось смотреть детям такую драку. Мне это не нравится. Не знаю, кто это начал, наши болельщики или хозяева, но за это просто стыдно, на спортивных площадках такого не должно быть», — говорил главный тренер «Спартака» Милош Ржига на послематчевой пресс-конференции.
Спустя некоторое время выяснилось, что инициаторами массовой драки стали местные болельщики. Но поводом для столь решительных действий стала провокация поклонников «Спартака» в количестве около двухсот человек — на протяжении всего первого периода они усиленно скандировали нелицеприятные кричалки в адрес футбольного «Зенита». И этот факт еще раз подтверждает то, что ультрас собрались на том матче вовсе не для того, чтобы посмотреть на интересный хоккей.
Столкновение могло продолжиться за пределами стадиона: около 20 питерских фанатов хотели выяснить отношения со своими оппонентами на улице. Из-за этого органы правопорядка были вынуждены около часа после окончания матча держать под плотным оцеплением порядка 50 болельщиков красно-белых.
«Я не могу быть уверенным на все сто процентов, но, как мне кажется, потасовку начали не спартаковские болельщики. Говорят, что это были футбольные хулиганы, поддерживающие «Зенит», а к СКА они отношения не имеют. На арене были большие проблемы с организацией. Могу привести один пример. После окончания периода нашу команду не сразу пропустили в раздевалку, перегородив калитку воротами. Службы дворца считали, что сначала на лед должна выехать заливочная машина, а только потом «Спартак» имеет право отправиться в раздевалку. Я пытался доказывать, что все надо делать наоборот, но это оказалось бесполезным. Был ли ОМОН на матче? Потом подъехал, я видел человек 6 — 7. Но к тому моменту драка уже состоялась. Мне показалось, что недочеты у организаторов матча были», — рассказывал первый заместитель генерального директора «Спартака» Михаил Шуляков.
По итогам разбирательства, инициируемого лигой, вполне предсказуемо пострадали хозяева, не обеспечившие должный уровень безопасности на стадионе. СКА был назначен штраф в размере 300 тысяч рублей.