Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Хоккей
10 апреля 2022, Воскресенье, 13:00

Сын советского хоккеиста Харламова в тяжелые времена уехал из России в Америку. Сыграть в НХЛ ему так и не дали

РИА Новости / Владимир Беззубов, photo.khl.ru
Поделиться
Комментарии
А ведь «Вашингтон» выбрал Александра в первом раунде драфта!

«Часто считают, что именитость родителей помогает выстроить карьеру детям. Но она накладывает огромную психологическую ответственность. Когда родители погибли, мне было пять лет, так что пришлось пробиваться самому. В этом виде спорта невозможно кого-то копировать. У каждого своя техника. К тому же с течением времени меняется сам хоккей, возрастают скорости. По сравнению с отцом я играл в другую эпоху», — рассказывал Александр Харламов, сын одного из величайших хоккеистов в истории СССР.

Александр стал наглядным примером того, что далеко не все решают гены и громкая фамилия — пусть он и поиграл на высшем уровне, но так и не сумел приблизиться к уровню своего отца. Sport24 вспоминает карьерный путь сына Валерия Харламова.

Валерий не хотел, чтобы его сын играл в хоккей

Казалось, что у Александра не было иного выбора, кроме как с самого детства пойти в хоккей. А как может быть иначе, если твой отец — олимпийский чемпион и один из сильнейших нападающих мира, а весь дом усыпан хоккейной формой? Однако форвард ЦСКА и сборной СССР не хотел, чтобы сын шел по его стопам. Валерий собирался отдать еще совсем маленького Александра в футбол, даже несмотря на его очевидную любовь к клюшке и шайбе — Харламов-младший играл в хоккей вместе с сестрой прямо в квартире. В определенный момент отец все-таки смирился с истинным желанием сына и даже привез ему коньки нужного размера. А по утрам заставлял делать зарядку — особенно тяжело Александру давались отжимания.

Из личного архива Александра Харламова

Как ни крути, а из-за постоянных тренировок и сборов Валерию не удавалось принимать полноценное участие в жизни сына. Как признавался сам Александр, отца он чаще видел по телевизору, чем дома. А 27 августа 1981 года всю страну потрясла ужасная новость — Валерий вместе с женой Ириной погибли в ДТП.

После произошедшего Александр остался с бабушкой по маминой линии — Ниной Васильевной. Именно она взяла его за руку и отвела в хоккейную школу ЦСКА. Так и началась карьера сына великого нападающего сборной СССР.

Хоккейная жизнь

Харламову-младшему очень помогли друзья отца, взявшие над ним шефство и первое время плотно опекавшие еще совсем юного мальчишку — как говорил сам сын легенды, Касатонов, Крутов и Фетисов почти заменили ему отца. С малых лет он уже стал самостоятельным — из-за того, что бабушка не успевала водить на занятия и его, и сестру, юный хоккеист с 10 лет сам ездил на тренировки. При этом Александр не страдал от отсутствия жесткой отцовской руки в воспитании.

«Психологи говорят, что мальчику обязательно нужна мужская модель поведения? Ничего подобного. Если говорить обо мне, то я большую часть времени проводил на тренировках, в мужском коллективе, со сверстниками. Так что мне в этом плане проще, чем тем, у кого нет родителей и кто при этом не занимается коллективными видами спорта», — говорил Александр.

Владимир Беззубов, photo.khl.ru

В ЦСКА Харламов-младший дебютировал уже в 17-летнем возрасте. Символично, что после прихода в команду он взял 17-й номер — под ним Харламов-старший не раз деклассировал канадцев и натурально разрывал союзное первенство в составе армейцев. Но в тот момент, когда Александр пришел в команду мастеров, ЦСКА переживал не лучшие времена. Все лучшие игроки отправились в НХЛ, поэтому самыми опытными хоккеистами в команде были 22-летние Вячеслав Буцаев и Андрей Коваленко.

Учитывая былую популярность Валерия Харламова, вовсе неудивительно, что болельщики клуба тепло приняли и его сына. Но Александр прекрасно понимал, что на одном авторитете отца карьеру не построишь, поэтому старался проявить себя и в первом же сезоне в составе ЦСКА забросил 8 шайб в 42 матчах.

«Как-то в «Лужниках» играем с чемпионским «Динамо». Весь матч держимся — 0:0. А в овертайме я Женьке Набокову проталкиваю шайбу между щитков. Нам дают двойные премиальные, а Тихонов хвалит: «Молодец, Харламов! Весь в отца!», — рассказывал Харламов-младший.

За основную сборную Александру так и не удалось провести ни одного матча. Зато в составе молодежки он был одним из лидеров и завоевал бронзу МЧМ.

Был задрафтован «Вашингтоном» и испортил карьеру поездкой в США

Во многом благодаря игре за молодежную сборную Харламов был удостоен выбора на драфте НХЛ: в 1994 году под общим 15-м номером его задрафтовал «Вашингтон». Да-да, тот самый, в котором спустя десятилетие окажется Александр Овечкин и навсегда впишет свое имя в историю «Кэпиталз». Но Харламов мог опередить Ови и стать первом легендой «Столичных» с российским паспортом.

Учитывая то, под каким высоким номером «Вашингтон» выбрал молодого форварда, ему были готовы дать шанс проявить себя. Просто вдумайтесь — позже нашего героя были выбраны следующие игроки, впоследствии ставшие суперзвездами НХЛ: обладатель «Везины» Жозе Теодор, легенда «Нью-Джерси» Патрик Элиаш, Шелдон Сурей, Крис Друри, Даниэль Альфредссон, Евгений Набоков и Рихард Зедник.

Летом 1995 года Харламов отправился за океан. По его словам, он был не прочь провести всю карьеру в ЦСКА, но в 90-ые Россия переживала непростые времена, поэтому Александр улетел в Америку в поисках лучшей жизни. К слову, легендарный коуч армейского клуба Виктор Тихонов не одобрял решение своего подопечного и считал, что тот поторопился с отъездом. По прошествии времени можно с уверенностью заключить, что мэтр отечественной тренерской школы был прав: Харламов так и не провел ни одного матча в НХЛ и появлялся в расположении основной команды только во время осенних лагерей.

«Полагаю, время, проведенное в Америке, не прошло для меня даром. Кстати, в первый же год выступления за фарм-клуб я стал лучшим новичком. Кто знает, может, и следовало задержаться в ЦСКА на сезон-другой. Но я ни о чем не жалею — что было, то было», — впоследствии признавал свою ошибку Александр.

Владимир Беззубов, photo.khl.ru

После возвращения на родину нападающий пытался проявить себя в новокузнецком «Металлурге», московском «Динамо», ЦСКА, СКА и «Витязе», но ни в одном из вышеперечисленных клубов он не сумел задержаться дольше, чем на один сезон. В возрасте 29 лет Александр принял решение прекратить эти мытарства и повесил коньки на гвоздь.

«В целом я доволен тем, как сложилась моя карьера. Поиграл за российские, заокеанские клубы, съездил на несколько молодежных чемпионатов мира. Единственное, что никогда не вызывался в главную команду. Недавно посмотрел на статистику и сам удивился — провел более пятисот официальных матчей. Любой игрок может сказать, что не реализовался полностью. Конечно, бывают уникумы наподобие Сергея Федорова, но думаю, даже он считает, что некоторые моменты в карьере могли сложиться лучше», — подводил итоги своей хоккейной жизни обладатель легендарной фамилии.

После окончания игровой карьеры Харламов работал над экранизацией истории своего отца. В частности, он принимал активное участие в написании сценария и съемках фильма «Легенда № 17». А в 2019 году Александр вернулся в хоккей в роли генерального директора нижегородского «Торпедо», и продолжает трудиться на этом посту до сих пор.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0