КХЛ хочет вернуть «Югру» и «Ладу», забыв о причинах их исключения. Популистский шаг никакой пользы лиге не даст
В следующем сезоне КХЛ сильно изменится. Это понимают даже те, кто живет в мире, где «все будет хорошо», и парадигме «никакие политические ситуации не отразятся на хоккее в стране». Уже известно, что рижское «Динамо» и «Йокерит» не будут выступать в сезоне 2022/23. Существование обоих клубов под вопросом. Даже отчаянные оптимисты понимают, что вероятность увидеть легионеров осенью невелика. На днях появилась информация, что в КХЛ вернутся «Лада» и «Югра», а также появится второй белорусский клуб, а «Динамо» Рига может переместиться в Москву. В подобные вещи верится с трудом, но при этом российская действительность приучила к неожиданным решениям.
После начала военной операции в Украине против России западные государства ввели жесточайшие санкции, с которыми ранее страна не сталкивалась. Сегодня России занимает первое место в мире по числу введенных санкций (5,5 тыс. санкций — это больше, чем против КНДР и Ирана). Ограничения коснулись всех сфер российской экономики и общества. И естественно, не обошли хоккей стороной. Речь не только об отъезд иностранцев в разгар плей-офф, а о том, что многие спонсоры клубов КХЛ попали под санкции. В текущей ситуации, когда компании сталкиваются с небывалыми потерями, логично предположить, что трудные времена наступят и в КХЛ. Тем удивительнее наблюдать, что в этот период лига решила приглашать новые команды/возвращать старые. Похоже это все на пир во время чумы.
Четыре года назад Дмитрий Чернышенко, тогда являвшийся президентом КХЛ, исключил из чемпионата «Югру» и «Ладу». Решение лиги, основанное на рейтинге эффективности, выглядело более чем логичным. По ударом в какой-то момент была «Северсталь», но она спаслась благодаря улучшению результатов и прогрессу в работе с болельщиками и медиа. «Югру» исключили из-за отсутствия интереса к команде в регионе (2800 человек — ее средняя посещаемость в последний сезон КХЛ). У «Лады» с заполняемостью домашней арены все было в порядке, а вот большая доля госфинансирования (80%) потопила команду. Хотя говорят, что дело не в этом, а в неквалифицированных руководителях, которые ничего не сделали, чтобы сохранить клуб в КХЛ. Помимо этого у обоих команд были небольшие бюджеты и слабые результаты.
Изменилось ли что-то за четыре года? Что-то, безусловно, да. Команда из Ханты-Мансийска выиграла чемпионство ВХЛ, имеет солиднейший бюджет по меркам второй лиги (не уступает «Адмиралу», «Северстали»). Но интерес к команде остался таким же нулевым. 1650, 2610 — цифры посещаемости домашних матчей в этом плей-офф. «Лада» с хорошим бюджетом для Высшей лиги так и осталась под покровительством правительства Самарской области. Еще один спонсор клуба из Тольятти «АвтоВАЗ» на днях сообщил о введении 20-дневного корпоративного отпуска для сотрудников из-за кризиса поставок. Если Алексей Морозов и вернет эти команды в КХЛ, то, получается, перечеркнет всю стратегию лиги, которая принималась до него. Значит, Дмитрий Чернышенко все делал зря, а рейтинг эффективности можно отравить в мусорный бак.
«Лада» и «Югра» никак не усилят КХЛ. Возможно, не опустятся на дно в случае, если бюджеты всех команд будут снижены. Это, как бы многим ни хотелось отрицать, очень возможно. Ходят даже разговоры, что потолок зарплат может быть снижен, а зарплаты игроков в следующем сезоне не будут превышать 20 млн рублей. Пока это только слухи, но о тяжелых временах говорит многое, а на светлое будущее остаются только надежды. Лига не исчезнет, клубы не прекратят существование. Но будет совершенно странно, если огромные корпорации, столкнувшиеся с санкциями, продолжат финансировать клубы в полном объеме. Логичным образом было направить часть средств на поддержание бизнеса, развития внутренних проектов, которые позволят быстрее адаптироваться к новым реалиям.
Профессиональный спорт — важный социальный проект для России. Его не принесут в жертву. Но и жить в благополучии он больше не сможет (пока не сможет). Не видится целесообразным выписывать 100-миллионные контракты хоккеистам при отсутствии международных турниров, росте инфляции и безработицы в стране. Надо ведь понимать, что расходы команд на выезды, обслуживание арены увеличатся. С экипировкой возникнут серьезные проблемы. К примеру, компания Bauer приостановила деятельность в России и Белоруссии. Можно будет доставлять экипировку через Казахстан, но тогда затраты на транспортировку вырастут, как и цены на товар из-за курса доллара. В России нет такого количества производств, которые смогли бы обеспечить все профессиональные клубы и школы необходимыми вещами.
В такой ситуации КХЛ нужно приложить максимум усилий, чтобы сохранить интерес к себе в нынешней конфигурации. Кризисный менеджмент — комплекс мероприятий по выводу системы из стремительно развивающегося кризисного процесса. Как включение «Лады» и «Югры» спасет КХЛ, удержит ее уровень на нынешнем значении и будет шагом вперед? Ответов на этот вопрос нет. Возвращение команд, о котором вспоминают каждый год, выглядит популистским шагом. Несколько лет руководство лиги говорило о желании расширяться на Запад. Когда Европа закрылась от российского общества, быстро решили переориентироваться. Какой только толк от этого?