ХоккейНХЛ
24 января 2022, Понедельник, 10:00

«Слезы наворачиваются, когда читаю отзывы об Артемии». Интервью деда Панарина, воспитавшего хоккейную звезду

Артемий Панарин
instagram.com/artemiypanarin
Поделиться
Комментарии
Владимир Левин рассказывает, как поставил внука на коньки и как следил за его хоккейными успехами.

Команда Sport24 запустила большой проект под названием «Хоккейная страна», в котором рассказывает о пяти игроках из пяти разных городов, прославляющих российский хоккей на весь мир. Нашим первым героем стал двукратный обладатель Кубка Стэнли Андрей Василевский. Фильм про одного из лучших вратарей мира вышел на прошлой неделе. Второй герой — Артемий Панарин, самый высокооплачиваемый русский хоккеист мира.

О нападающем «Рейнджерс» и его непростом пути в хоккее и жизни рассказывает его дедушка Владимир Ильич Левин, который вырастил Артемия и привил ему любовь к игре на льду. Дедушка Панарина до сих пор живет в небольшом шахтерском городе Коркино в 35 км от Челябинска, где 30 лет назад родился его внук.

— Мы всегда называли внука Артемом, — начинает свой рассказ Владимир Ильич. — Как-то нужно было оформить документ и мы заглянули в свидетельство о рождении, а там Артемий. Вот удивились! Но мы так привыкли, что все время Артемом называем, он уже не обижается.

— Как впервые привели Артемия на каток?

— Когда Артемий родился, я уже был на пенсии, но продолжал работать на шахте мастером на ВШТ (внутришахтный транспорт — прим. ред.). Я сам играл в хоккей и футбол, в Коркино меня все знают. Был успешен, вперед бегал, меня караулили, ловили. Всякое бывало. В хоккее в первой пятерке играл. Нас называли академиками. В Коркино было из развлечений только кинотеатр и ледовый дворец. Больше ничего не было. На хоккей поэтому по пять тысяч собиралось на стадионе, трибуны даже ломались. Артем рано по квартире стал ходить, потом в садике и во дворе шустрил быстрее всех. В первом классе — то же самое, был первым. Он отжимался, подтягивался. Я поставил его на коньки, но тогда таких маленьких не было, да и с деньгами было плохо. Нашел маленькие коньки для фигурного катания. Сначала Артем ходил в ботинках по комнате, ему было пять лет. Летом поставил его на ролики. Раньше двор был не асфальтированный, поэтому мы ездили в Тимофеевку, у меня там дом был. Там была пешеходная дорожка с подъемчиком. И вон он там катался. Когда машин не было, по трассе катался.

Личный архив Владимира Левина

Позже уже начал его возить на тренировки в Челябинск. Там во дворце попросил точильщика подобрать Артему коньки. Он достал из мусорного ящика оторванные носки, как-то приклепал их, и все, внук стал заниматься на ЧТЗ. Детей было много, как саранча их набралось. Когда Артем стал крепко кататься на коньках, я стал обращать внимание на посадку, чтобы правильно катался. В мое время, в 60-е, начинали с русского хоккея, и все катались на прямых ногах, играли на открытом воздухе, борта были жесткими. И я внуку объяснял: «Чтобы тебя в борт не впечатали, давай садись». Я стучал по борту, и Артем сразу понимал, что надо садиться. Другие родители увидели — тоже стали своим детям так делать. А клюшку еще тренер не давал, сначала была коньковая подготовка.

Но я вот что хочу сказать: в таком возрасте нельзя дергать детей, кричать на них. Может, ребенок вообще не хочет в хоккей играть? Зачем его заставлять? Один родитель так довел сына до того, что тот умер дома.

— Артемию хоккей нравился?

— Нравился. Никогда не хотел бросить. С формой, конечно, было тяжело. Артем быстро рос, я покупал ему новые коньки за 500 рублей. В них было лучше, чем в первых, которые из мусорки, можно сказать. Ходил по комнате, привыкал к конькам. Он играл в теннис, футбол, в настольный теннис, в лагере был чемпионом. В бильярд тренера обыгрывал. А с питанием я ревел. В столовой был винегрет, суп — ничего из этого не ел. Намучился я с ним. Артем потому и таким худым был — ничего не ел.

— Как ездили на тренировки в Челябинск?

— Я забирал Артема из детского сада во время дневного сна. У меня были старые машины, я их покупал, чинил и ездил. Приезжали на тренировку в Челябинск, там час катался, и обратно. Возвращались домой, Артем говорил: «Давай, дед, еще позанимаемся». Я надевал шлем с сеткой, и он бросал мне. Обои трещали, бабка ругалась. «Я же их клеил, пусть бьет, поклеим новые», — говорил ей.

Один раз у нас по дороге из Челябинска машина сломалась. Никак не мог завести. Говорю ему: «Езжай в Коркино сам». Вышли на трассу, посадил внука в машину, а потом переживал, как он доедет. Хорошо, что водитель довез его до места. А у меня получилось машину завести, с трудом доехал до дома, там уже Артем ждал меня.

Личный архив Владимира Левина

— Вы сразу видели талант в Артемии?

— Когда внук или сын заиграет во что-то, то для него ничего не жалко. Все хочешь отдать ему. Все-таки ему повезло с генами — я ведь тоже играл, наверное, это как-то ему помогло.

— В «Тракторе» кто-то видел в нем талант?

— Про это они ничего не говорили. Когда Артему было 8 лет, мы ездили в Тюмень на турнир «Сладкоежка». Уже там он забивал. А потом вы знаете историю, как его в «Сигнал» отправили…

— Сильно тогда Артемий переживал?

— Не заметил, он там совсем мало времени провел. Да и в «Сигнале» он был лучше всех, сразу команда стала выигрывать благодаря голам Артема. Когда Георгий Белоусов, который был на год старше, уехал в Подольск, то и Артем за ним. «Витязю» нужен был сильный нападающий в команду 1992 года, играющего парня искали. Вот через Белоусова и удалось договориться о просмотре. Сказал внуку: «Знаешь, ведь возврата не будет. Ты там [в Подольске] должен добиваться своего, обратно тут нас не возьмут». Сначала Артема взяли к себе Белоусовы, потом уже его в интернат поселили.

Довольно скоро после переезда звонит внук и говорит: «Дед, меня капитаном поставили». Я сразу удивился: «Да ты что? На тебя будут косо смотреть, ты же иногородний, кого-то выжил». Артем вытащил школу «Витязя» в первую группу, там где играют «Динамо», ЦСКА. В 17 лет стали вызывать в молодежную команду и потом в первую команду «Витязь». Тогда в Чехове играли. Нашлись те, кто был недоволен. Как это так, иногороднего взяли в первую команду, а местных не берут.

Личный архив Владимира Левина

— Однажды Артемия чуть не отчислили из школы за нарушение режима. Помните эту историю?

— Да это они пива выпили. Мне сказали приезжать и поговорить с директором школы. Приехал к Левашеву (Сергей Николаевич Левашев на тот момент был директором школы «Витязь» — прим. ред.). «Я знаю, что Артемий хорошо играет, но надо же обоих наказывать и исключать», — сказал мне. В итоге обошлось без исключения.

— Ругались тогда на внука?

— Да что я буду ругаться? Сказал, что нельзя. Не курить, не пить, это страшное дело. Говорю ему: «Я же не курю, ни разу не затягивался». Курением только гробишь себя.

— Артемий был послушным ребенком?

— Он всегда знал, что мы его накормим и оденем. Когда уходил на улицу с ребятами, я у подоконника стоял и ждал его. Бывало, что до двух часов не ложился, ждал его. Вот какая забота была у деда! Друзей у него было много, весь Коркино.

— Как в школе учился?

— Ой, давайте не будем про школу говорить. Когда у него было время учиться? Два урока отсидел и на тренировку поехали. Потом уже в Челябинске интернат сделали, там Артем жил и учился, а я туда сторожем устроился, присматривал за ним.

— Какие главные хоккейные советы давали внуку?

— Внук знал, что я играл и в хоккей, и футбол. Может, хотел с меня брать пример. Когда тренировал его дома с клюшкой и мячиком, говорил ему: «Не смотри ты на перо, ты чувствуй его». И вот так он учился. Когда Артем поехал в НХЛ, Сергей Гимаев-старший говорил: «Его там размажут по борту». И я боялся, говорил ему: «Когда поедешь, не жадничай, отдавай пасы». Но там сейчас за малейшее нарушение сразу выписывают удаление. Можно было в Санкт-Петербурге остаться, в СКА 70 млн давали.

А ведь Артем мог еще раньше в Петербурге заиграть, но его Ржига забраковал. И сначала он в Казань поехал. Тогда помню, комментаторы восхищались работой менеджера «Ак Барса», что такого таланта взяли, может в любой тройке играть. А Крикунов его не стал ставить, даже в Челябинске на матч с «Трактором» не заявил, а ведь три автобуса из Коркино приехало, чтобы посмотреть на Артема. Ну вы представляете?!

Потом уже в СКА попал. Когда Ржигу убрали, то пригласили Ялонена из Финляндии. Артем рассказывал, что они встретились, и ему Ялонен сказал: «Ты мне нравишься, молодец, так и продолжай играть». При нем Артем уже играл, а при Вячеславе Аркадьевиче Быкове, тоже наш челябинский, вообще раскрылся. Я и хотел, чтобы Артем остался в СКА, но внук сказал: «Пока я еще молодой, мне надо попробовать в НХЛ». И все ведь получилось. Как Артем с Кейном сыгрался! Потом уже отправили в «Коламбус», и там стал еще лучше играть, доказал, что может и без Кейна набирать очки. После того как контракт закончился, ему предлагали там даже больше, чем в Нью-Йорке. Но внук выбрал «Рейнджерс».

— Вы все матчи Артемия смотрите?

— Да, никогда не пропускаю! У меня компьютер и телевизор есть.

— Когда стали гордиться внуком и поняли, что он действительно звезда?

— Когда в интернете стал читать хорошие отзывы о нем… Вот тут и слезы наворачиваются.

Личный архив Владимира Левина

Артемий Панарин
ХК Нью-Йорк Рейнджерс
НХЛ
ХК Витязь
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0