Хоккей
17 января 2022, Понедельник, 13:00

«Когда я стану хоккеистом, мы это ведро с болтами выкинем». Неизвестные истории о русском вратаре Василевском

Юлия Дмитриева, photo.khl.ru / Getty Images
Поделиться
Комментарии
Спортивный директор «Салавата» Василий Чижов рассказывает о работе с лучшим голкипером мира.

Команда Sport24 запускает большой проект под названием «Хоккейная страна», в котором расскажет о пяти игроках из пяти разных городов, прославляющих российский хоккей на весь мир. Первый герой — Андрей Василевский, двукратный обладатель Кубка Стэнли, лучший вратарь сезона 2018/19 в НХЛ и лучший игрок плей-офф 2020/21.

О голкипере «Тампы» рассказывает спортивный директор «Салавата Юлаева» Василий Чижов, который входил в тренерский штаб уфимского клуба, когда Андрей за него дебютировал.

«Сначала Андрей пробовался в нападении»

— В каком возрасте вы впервые увидели Андрея, и какое у вас было первое впечатление о нем?

— Он с детства был лидером команды по своему возрасту. Первыми его тренерами считаются Вячеслав Хаев и Руслан Сулейманов. Команда 1994 года рождения становилась чемпионом России, как раз во многом благодаря Андрею.

— Уже позже, когда он стал старше, вы понимали, что растет большая звезда?

— Обычно у нас боятся говорить про больших звезд. Но по Андрею всегда все было понятно. Физически очень сильно одарен, именно как вратарь одарен. При высоком росте он координирован, обладает молниеносной реакцией. И плюс всегда был заряжен на результат. Будет до последнего пластаться, биться, тянуться за каждой шайбой. Когда детской команде надо было выиграть 1:0, Василевский это делал.

— Какой характер был у Андрея?

— В первую очередь, надо отдать должное родителям — Андрею, в прошлом вратарю, и маме Люсе, которая в свое время занималась фигурным катанием. Она родом из Сибири, Андрей — из Уфы. Андрей-младший родился в Тюмени, где отец играл за местную команду. И если говорить о характере, то таким сильным он стал благодаря родителям. Так скажем, правильное воспитание. Порядочность, честность, уважение к старшим — все это было у Андрея. Причем абсолютно не наигранно, а из души. Когда летом он приезжал со вторым кубком в Уфу, то на арене нашел буфетчицу, которая кормила его, когда он, будучи маленьким, не успевал поесть дома. Андрей с радостью встретился с ней. В этом весь он. Ко всем открыт, никакого пафоса, несмотря на два кубка и звание чемпиона мира. Вот недавно читал, что канадские тренеры признают его номером один на данный момент среди вратарей в мире. Действительно, по всем параметрам это такой идеальный голкипер.

Хотя вообще сначала Андрей пробовался в нападении. И от природы он праворукий, то есть клюшку держал в левой руке. Соответственно, и вратарем должен был стать праворуким, как сейчас Ярослав Аскаров. Но так как тогда была проблема с экипировкой и клюшками, и Андрей взял клюшку в правую руку. Говорил ему на последней встрече: «Что-то это тебе не помешало». Просто с ужасом думаешь, а если бы он правильно клюшку взял, тогда бы ему вообще никогда нельзя было забить (смеется)?

«Посмотрите, что творит парень! Помогите ему»

— Как Андрей попал в основную команду «Салавата»?

— Я тогда работал в тренерском штабе Владимира Юрзинова. Так получилось, что нам нужен был вратарь. И ближайший в молодежке был еще совсем юный Андрей. Перед нашим клубом всегда стояли высокие задачи, поэтому взять и положиться на молодого парня, каким бы талантливым он ни был, не каждый тренер захочет. Но тогда Володя Юрзинов, как главный тренер, принял решение дать попробовать Андрею. Взяли его в команду. Поначалу не все шло гладко. Тем не менее ему понадобилось совсем немного времени, чтобы поймать высокую плану игры. Человек просто начал тащить и довел команду до серебряных наград чемпионата России. Считаю, что заслуга Андрея тогда была очень большой, если не главной. Особенна эта игра в Нижнем Новгороде (первый раунд плей-офф сезона 2013/14. — Прим. ред.), когда было шесть периодов. У всех уже закончились и силы, и нервы, а Андрей до последнего ловил шайбы. Скудра, по-моему, до сих пор вспоминает, что у него был шанс пройти «Салавата Юлаева», но ему не дал это сделать Василевский.

У Андрея устойчивая психика, он очень уравновешенный вратарь. Кто-то там может в истерику впадать, когда проигрывает. Но это не про Василевского. Этот человек только в себе все ищет, всегда считает, что мог бы поймать ту или иную пропущенную шайбу.

— Как взрослый коллектив принял Андрея в команде?

— У нас тогда в команде играл защитник Брент Сопел, двукратный обладатель Кубка Стэнли. Когда он увидел в игре и быту Андрея, сказал: «Я еще такого молодого не видел». С такой психикой и с таким уровнем мастерства. Василевский прекрасно умел выбирать позицию, плюс был уже тогда большим вратарем. Когда против него выходишь, то действительно бросать некуда — все закрыто.

— На тренировках забить Андрею, наверное, было челленджем?

— Да, и он всегда с удовольствием участвовал в этих мини-соревнованиях. Естественно у взрослых ребят была мотивация забить ему. Как это молодому и не забить? Но ты иди попробуй забить. В тот сезон мы дошли до финала конференции, для того состава это был уже большой успех. У Магнитогорска тогда была тройка Зарипов — Коварж — Мозякин, на скамейке Кинэн. Но мы смогли с ними нормально зарубиться. Но, как мне по истечении времени кажется, некоторые ребята вроде как выполняли задачу и понимали, что практически невозможно будет пройти «Металлург». Они сложили оружие. Но только не Андрей. Что он творил в воротах с «Магниткой»! Чуть ли не спиной ловил шайбу! Я подходил к более старшим ребятам и говорил: «Посмотрите, что творит парень! Помогите ему. С таким-то можно и кубок завернуть».

— Как по ходу игр он общался с защитниками? Не стеснялся ими руководить?

— Когда такой парень играет в воротах, то любая защита начинает действовать увереннее. Они уже позволяют себе сыграть более свободно, понимая, что если что голкипер подстрахует. И так же чувствуется, когда вратарь играет неуверенно, оборона сразу начинает жаться, перестраховываться. С Андреем всегда была уверенность. Есть вратари, которые держат команду в игре до последнего. Василевский именно такой. Он никогда не «доигрывает» матчи.

«Когда я стану хоккеистом, мы это ведро с болтами выкинем»

— В первый сезон Андрея Вадим Тарасов еще играл, а затем перешел на тренерскую работу. Как вообще у них складывались отношения?

— Вот опять нужно вернуться к разговору о человеческих качествах Андрея. Он до сих пор высоко ценит работу с Вадимом Тарасовым, говорит, что он ему многое дал. И действительно Тарасов очень детальный тренер вратарей, сам обладает большим опытом. Его подача материала была очень правильной для Андрея.

— 18-летнего Андрея подпускали к основе осторожно, в некотором роде даже боязливо. Не считаете это ошибкой и что стоило ему больше давать играть?

— Думаю, это было стечением обстоятельств. Он рано или поздно все равно бы зашел в главную команду. Думаю, Андрей сделал это вовремя. И надо отдать ему должное: своим первым же шансом Василевский воспользовался даже не на 100%, а на 200%. Не надо было ждать, пока он окрепнет, адаптируется, как сейчас с молодыми происходит. Он просто пришел и взял то, что ему положено.

— Когда Андрей играл в «Салавате», у него был большой контракт?

— Нет, в таком юном возрасте у ребят, как правило, нет больших контрактов. У них первые двусторонние контракты. Но ни о каких больших деньгах там речи не шло. Хотя по содержанию игры Андрей был готов и к большим контрактам.

— Но были ведь и премии за победы.

— Да, за счет этого смог помочь семье. У них в материальном плане достаточно нелегко все складывалось. Сами понимаете, в 90-е годы поднять двух парней без всякой помощи очень сложно.

— В этой связи не было опасности, что, заработав первые хорошие деньги, он начнет их бездумно тратить?

— История есть одна хорошая, отец Андрея рассказывал. Они собрали денег и купили «Ладу». И как-то на светофоре застряли всей семьей. Тогда Андрей сакраментальную фразу произнес: «Когда я стану хоккеистом, мы это ведро с болтами выкинем и купим нормальную машину». Что он потом и сделал.

— Большие деньги в общем его не изменили?

— Ни в коем случае. Он каким был правильным, открытым, добродушным, таким и остался.


— Андрею сейчас 27 лет, он уже выиграл «Везину», «Конн Смайт», два Кубка Стэнли. Казалось бы, к чему дальше стремиться. Вы по его игре видите, в чем он еще может прибавлять?

— Ему не то что прибавлять в чем-то надо, ему нужно просто держать свой уровень. Но насколько я понимаю, у него с этим проблем нет. И питание, и режим, и все остальное выстроено. Если он будет в оптимальном физическом состоянии, то с головой будет все в порядке. Никуда не свернет. Мало что ему может помешать.

— Вы в своей карьере видели более талантливого вратаря, чем Андрей?

— У нас сейчас россыпь российских вратарей, и в Уфе тоже очень много интересных ребята. Невольно, конечно, сравниваешь с Василевским, планку он высоко задрал. Хорошие вратари есть и в школе, и постарше в командах. Но каждому чего-то не хватает. За все время существования школы, наверное, выделю двоих: Андрея Зюзина и Андрея Василевского. Василевский, конечно, стоит особняком.

Getty Images
ХК Салават Юлаев Уфа
Андрей Василевский
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0