Какой стала новая сборная России? Североамериканские идеи вместо советских традиций и Гончар как мозг штаба
Когда в сборную России вдруг назначили Алексея Жамнова, никогда на постоянной основе не работавшего главным тренером, многие недоумевали. Когда он подобрал себе помощников — кто-то спрятал критические стрелы, а кто-то, напротив, натянул тетиву. Если к фигуре Сергея Гончара вопросов быть не может, то чем заслужил место в сборной начинающий тренер Сергей Федоров — та еще загадка. И вот, полностью обновленный штаб национальной команды провел первый турнир. Это пока не Олимпиада, а только Кубок Первого канала. Его сборная России выиграть не смогла, хотя одержала три победы из четырех. И оставила на удивление цельное впечатление.
Во что играет сборная России? Североамериканский стиль, много катания
Новый главный тренер сборной России дважды давал пресс-конференции, не привязанные к какому-либо матчу. Впервые — сразу после назначения. Повторно — накануне Кубка Первого канала. В обоих случаях взгляды Жамнова и хоть какие-то очертания командной тактики приходилось вытаскивать щипцами. Ничего больше кроме «будет играть скорее в атаку» добыть тогда не получилось. Но стоило сборной России выйти на лед, как многое прояснилось. Да и сам Жамнов стал куда более открытым для прессы.
Начнем с того, что эта команда играет в активный агрессивный хоккей не на словах, а на деле. Причем он куда более североамериканский, нежели советский. Вместо ностальгических комбинаций здесь в культ возведена скорость. Катание — один из столпов этой версии национальной команды. Плюс ко всему большая ставка сделана на стандартные ситуации. Две шайбы на турнире россияне забросили сразу после выигранного вбрасывания. Это, к слову, тоже о скорости. О скорости развития атаки.
Интересные нюансы приоткрыл для публики Егор Яковлев, когда пришел на пресс-конференцию после победы над Канадой. Капитан команды, сам один сезон отыгравший в Северной Америке, рассказал, что в сборной проповедуют то, что он видел в системе «Нью-Джерси». Защитники, по его словам, играют близко, вступают в борьбу быстро и закатываются за чужую синюю линию. Собственно, это тоже часть того самого агрессивного стиля. Канадцам в борьбе мы точно не уступили, а чехов попросту сожрали.
При этом во всех четырех матчах сборная России была немного разная. С канадцами сыграли в довольно открытый хоккей. Со шведами больше терпели и действовали тактически. Чехов решили подавить с первых минут: не только быстрыми шайбами, но и обилием силовой борьбы. Ну а с финнами мы впервые увидели сборную России, которая вынуждена отыгрываться. Несмотря на поражение, этот кейс тоже впору считать успешным. Дважды сравнять счет с неудобным соперником — дорогого стоит. Удалось это за счет двух моментов: быстрое прохождение средней зоны за счет длинных передач и упрощение розыгрыша большинства с двумя игроками на пятаке.
Новый штаб принял опальных игроков СКА. Сработало только с Марченко
«Можно ли как-то повлиять на то, чтобы Марченко и Морозов не поехали в ВХЛ? Постараемся. Хотим, чтобы у ребят была игровая практика. Хотелось бы, чтобы и Самонов играл. Вызвали его, чтобы поднять ему дух и настроение. Он сыграл 20 минут на турнире, выглядел достойно», — так Жамнов объяснил приглашение сразу трех игроков СКА, которые в этом сезоне не имеют игровой практики. Но насколько это гипердоверие себя оправдало?
Самонов и правда нормально смотрелся в третьем периоде матча с Чехией, но надо понимать, что к тому моменту игра была сделана, а чехи сами по себе оказались уж больно «раскладными» соперниками. По сути, он съездил из Петербурга в Москву туристом. В лучшем случае набрался положительных эмоций в раздевалке. Но вместо него смело можно было брать Аликина из «Амура» или Красоткина из «Сибири».
Что до давней связки Марченко — Морозов, которые играют вместе еще со времен, когда в Ханты-Мансийске была команда КХЛ, то именно в связке они не играли. Может быть, на пару смен в матче со шведами, когда тренеры решили ненадолго посмотреть вместе Шипачева с Гусевым. Тогда как постоянным напарником Шипачева был именно Марченко. И смотрелся в первом звене Кирилл очень прилично. По итогам турнира форвард СКА стал лидером сборной России по голевым моментам и количеству обводок.
Если Марченко при яркой игре набрал всего одно очко, то у Морозова не было ни того, ни другого. Два матча, что ему предоставили, центрфорвард провел блекло и на холостых оборотах. В какой-то момент его даже сняли с игры. Настолько Иван, еще прошлой весной игравший на чемпионате мира, не попадал в игру. Много терял шайбу и был худшим в команде по проценту точных передач — 69%. Кажется, что его командировки в ВХЛ — это не просто блажь Романа Ротенберга, а объективная реальность.
Игра сдвоенными центрами, как у Канады. Решение проблемы?
Центральные нападающие — это боль не только конкретно этого штаба, но и всего российского хоккея. Сколько световых лет нас отделяет в подготовке центров от Канады лишний раз говорить даже и не хочется. Кто проявил себя из игроков этого амплуа, вызванных на Кубок Первого канала? С Вадимом Шипачевым все понятно. Он сыграл на своем уровне: 1+3 в 3 матчах, почти 60% вбрасываний, что для капитана «Динамо» не совсем типично и по привычке больше, чем у кого бы то ни было, обостряющих передач. А главное, с ним в составе сборная России не проигрывала. Но чего-то нового, кроме выигранной на точке дуэли у Корбена Найта, мы о Шипачеве не узнали.
Если считать мерилом игру на вбрасываниях, то блестящий турнир провел Александр Кадейкин. С 63% он лучший центр команды. Впрочем, здесь тоже ничего нового — примерно такие же показатели у него и в «Салавате Юлаеве». А вот в создании он смотрелся куда менее ярко, чем в клубе. Может, подвели партнеры, но диспетчером, который ведет игру звена, Кадейкин не показался. Как мы уже заметили выше, провалился Морозов. Без очков остался Карнаухов, хотя в игре с финнами неплохо подменял Шипачева. Хорош был в атаке Анисимов, однако на точке опытный центрфорвард с треском провалился — 36%.
Но больше всего запомнилась не игра какого-то отдельно взятого центра, а в целом концепция, которую выбрал тренерский штаб. Взяв на турнир сразу девять (!) игроков, когда-то игравших или до сих пор играющих в центре, сборная России предстала эдакой мини-Канадой. К чему это привело? Тренеры охотно использовали сдвоенный центр, а в игре с чехами пошли дальше и четвертое звено составили их трех игроков одного амплуа Галимов — Морозов — Ткачев. Недостатки отдельного взятых центров удалось компенсировать коллективной ответственностью. Чаще всего из номинально крайних форвардов на точку вставал Ткачев и был в этом весьма успешен.
Кто заслужил Олимпиаду с участием НХЛ? Нестеров, а не Войнов
Главный вопрос, конечно, звучит как «кто Кубком Первого канала заслужил место на Олимпиаде?». Если быть точным, то «на Олимпиаде с участием НХЛ». Ни Жамнов, ни Ковальчук конкретики предсказуемо не дали. Даже по предполагаемую количеству кандидатов. Вместо них попробуем сделать предположение сами. Шипачев должен поехать в Пекин при любых раскладах. Хотя бы ради большинства. Дирижеров среди энхаэловских центров у нас попросту нет. На московском турнире Вадим традиционно был хорош в атаке, а слабые качества спрятал подальше. Поводов оставить себя за бортом лучший игрок КХЛ точно не давал.
В приглашение Кадейкина не верится совсем. Анисимов может попасть на вторые в карьере Игры скорее из-за опыта, нежели благодаря игре на Кубке Первого канала. Скорее вторую вакансию из КХЛ заполнит один из защитников. И если делать выбор между Вячеславом Войновым и Никитой Нестеровым, то это простой выбор. Несмотря на два гола динамовца он даже на этом турнире умудрился привезти три гола в свои ворота. Нестеров на его фоне куда более сбалансированный защитник, играющих на других скоростях. Слава после пропущенного сезона кажется медленным даже на уровне Евротура. На Олимпиаде ему будут объезжать как стоячего.
Впрочем, шансы на то, что Олимпиада пройдет с участием игроков НХЛ, тают с каждым днем. Скорее всего, на турнире в Москве мы увидели прообраз состава, который в феврале будет защищать титул олимпийских чемпионов. Вот список тех, кто на наш взгляд, уже застолбил себе место в сборной на случай отказа НХЛ: Федотов, Белялов, Нестеров, Войнов, Елесин, Яковлев, Шипачев, Гусев, Григоренко, Кадейкин, Анисимов. Кроме того, приятное впечатление произвел молодой защитник Никишин, отыгравший все четыре матча.
Кто главный в штабе Жамнова? Мозг этой сборной — Гончар
Ну и напоследок. Снятие вратаря в овертайме решающего матча с финнами, которое обернулось конфузом и стоило победы на турнире, вызвало бурное обсуждение. Кто-то писал, что наш штаб не знал регламент турнира и посчитал, что первое место на Кубке Первого канала уже в кармане. А кто-то задался вопросом, действительно ли главный тренер этой команды Жамнов, если мы увидели типичный шаг Федорова, который он практикует в ЦСКА. Первое предположение — полная ерунда. Даже журналисты были в курсе того, что нашей команде нужна только победа. А со вторым давайте разбираться.
Сама идея снять вратаря, может быть, и шла от Федорова. Точнее она витала в воздухе. Уверен, если бы Жамнов был категорически против этой авантюры — его помощник ее бы не продавил. Но говоря о роли того или иного тренера в штабе, кое-кого все-таки хочется выделить. Как по косвенным, так и по прямым признакам все указывает на то, что мозг этой команды — Сергей Гончар. Вместо с Малаховым он работает с защитниками. Вместо с Федоровым занимается большинством. Этот фронт работы был у него и в «Питтсбурге». К тому же сама система игры, как поговаривают, идет от нашего легендарного защитника.
Значит ли это, что Жамнов — фиктивный главный тренер? Отнюдь. Скорее он менеджер тренеров. Человек, который подобрал персонал и распределил роли. Таким в сборной Канады был и Майк Бэбкок, который сам тренировочным процессом особо не руководил, доверяя все своим помощникам, среди которых сплошь главные тренеры клубов НХЛ. Очевидно, что в нынешнем штабе самый опытный специалист именно Гончар. Но глубокое знание тактики — это еще не все. Харизма, умение создать атмосферу в штабе и команде в целом, делегирование полномочий — все это не менее важно.