«В Америке люди в лицо улыбаются, а на самом деле ненавидят тебя». Главный легионер российской ЖХЛ Миллс
Алена Миллс — знаковая фигура для женского хоккея Чехии. Она выступала на дебютном для Чехии чемпионате мира по женскому хоккею в 2013 году и шесть раз признавалась лучшей хоккеисткой на родине, а хоккейный свитер Алены висит в Зале хоккейной славы в Торонто. Сейчас Миллс вступает в 12-й по счету сезон в своей профессиональной карьере. Sport24 встретился с ней на предсезонном турнире Открытый Кубок ЖХЛ в Сочи и поговорил о начале ее карьеры, выступлении за национальную сборную, встрече с Яромиром Ягром и многом другом.
— Вы говорили, что в детстве ваши родители были против того, чтобы вы занимались хоккеем. Как удалось их переубедить?
— Я сама этого уже не помню, но как мне рассказывали, родителям было сложно представить, как девушка может играть в хоккей. Потом они смирились и надеялись, что в скором времени мне все это надоест. Но нет, я забрала у своего брата клюшку, и тогда вся семья поняла, что моя любовь к хоккею — это всерьез и надолго. Тогда все начали меня поддерживать и всячески помогать.
— Как вы оказались в России?
— В 2013 году я закончила университет, и понимала, что если дальше всерьез заниматься хоккеем, то нужно ехать в какой-то серьезный чемпионат. У меня были предложения из Австралии, Финляндии и России. В Санкт-Петербурге создавали новую команду, и мне это было интересно, потому что я уже знала английский, а теперь хотела выучить русский, и заодно узнать новую страну. К тому же я очень хотела играть в профессиональный хоккей, чтобы не ходить параллельно на работу и посвящать все свободное время любимой игре.
— Легко ли привыкали к жизни в другой стране?
— На самом деле нет. Когда я впервые надолго уехала из дома и прилетела в Америку, мне было 15 лет. В этом возрасте, как мне кажется, вообще не обращаешь внимания на внешние обстоятельства: где и с кем ты живешь, что кушаешь, и так далее. Тебе все интересно. А когда я приехала в Россию, мне было уже 23. Я как раз закончила университет, и думала, что я уже что-то знаю, у меня есть образование, я знаю английский. И когда я приехала, то все угорали над моим русским, поэтому было сложно. Плюс ко всему серьезно стоял жилищный вопрос: на протяжении 8 лет в Америке я жила в общежитии, и не горела желанием повторять этот опыт. Хотелось снять хорошую и уютную квартиру. Потом мы вместе с девчонками нашли подходящий вариант, заехали, и все стало хорошо. Они мне очень помогали: когда тренер что-то говорил, они мне с помощью жестов все объясняли. До того, как я с ними подружилась, было очень тяжело, но потом стало намного легче.
— Было ли что-то, что вас шокировало?
— Я бы не сказала.
— Россия и Чехия в чем-то схожи, или это абсолютно разные страны?
— В обеих странах живет славянский народ, поэтому есть схожие черты. Одна из причин, почему мне хотелось уехать из Америки — неискренность людей. Они ничего не говорят тебе напрямую: в лицо улыбаются, а на самом деле могут ненавидеть тебя. А тут мы с девчонками говорим все напрямую, кому и что не нравится. Да, из-за этого случаются ссоры, но уже на следующий день все мирятся и все приходит в норму. В Чехии все также. И мне это нравится. Также в России очень добрые люди: когда я улетала на родину, и мне нужно было решить какой-то вопрос в России, то девчонки мне очень часто помогали.
— Как вам удалось выучить русский язык? Все иностранцы признаются, что он очень сложен для изучения.
— Помогло то, что в команде все говорили на русском, и у меня просто не было иного выбора, кроме как выучить этот язык. Мне ведь нужно было как-то общаться с людьми, ходить в магазин. Девочки мне объясняли значение каждого слова, и я потихоньку все впитывала. Да и не будем забывать, что чешский и русский языки имеют славянские корни, поэтому в чем-то они схожи. Американцам выучить русский куда тяжелее.
— На матче всех звезд в 2020 году вы переоделись в Ягра. В Чехии все им восхищаются?
— Многие его уважают, он очень хороший игрок. Когда мы обсуждали эту идею с мужем, он пошутил, что я самая старая в сборной, и он тоже самый старый в сборной, поэтому будет смешно.
— Вы с ним нигде не пересекались?
— Пересекались, но не разговаривали. Он не знал кто я, но я то знала, кто он. Просто поздоровались и все.
— А годом ранее, на матче звёзд 2019 года, вы выиграли конкурс на силу броска. Работаете над ним как-то дополнительно, или он у вас от природы такой?
— В последнем сезоне я очень много работала над броском, и на земле, и на льду, поэтому сейчас он у меня намного сильнее и мощнее. Со мной занимался ассистент тренера «Ванке Рейз» Макс Марковиц, и я очень благодарна ему за это. Так что надо опять сходить на тот конкурс и обновить рекорд (смеется).
— Ваш свитер висит в зале хоккейной славы в Торонто. Как так вышло?
— Для меня это большая честь, я была в шоке. Это было на первом в истории женском молодежном чемпионате мира в 2008 году, мы туда еле-еле попали. Никто от нас ничего не ждал, а мы сначала заняли второе место в группе, а потом хорошо выступили в плей-офф, завоевали бронзу. Я очень хорошо играла на том турнире, и потом ко мне подошел представитель Зала славы и сказал, что они хотят повесить мою майку. Столько хорошего случилось на том МЧМ. Хороший опыт.
— Вся ваша семья осталась в Чехии? Часто ли ездите к ним?
— Да, вся семья живет в Чехии. На самом деле, из-за пандемии коронавируса дома в этом году удалось провести больше времени, чем обычно. Например, зачастую я приезжаю домой летом на 1-2 недели, потому что потом мы еще летим к семье мужа на Аляску. Интересно, что мы встретились с ним в Санкт-Петербурге, и хотели там остаться жить. Возвращаясь к вопросу о Чехии, я приехала туда в марте, а уехала в сентябре. Так что да, провела на родине куда больше времени, чем обычно.
— Насколько в Чехии развит женский хоккей?
— Точно меньше, чем в России. В Чехии местная лига не очень хорошая. В России мне очень нравится, как ЖХЛ развивается: я пришла сюда в 2013 году, и очень заметно, что уровень лиги вырос. Не только в хоккейном плане, но и во всем, что касается организации: повысился интерес со стороны журналистов, матчи начали показывать по телевидению. Все игры сборной показывают на ютубе. А в Чехии все это только начинается. Все самые сильные чешские хоккеистки играют в других странах. Тем не менее, поступательное движение вперед присутствует, хоккей на моей родине постепенно развивается.
— Есть ли хоть какой-то шанс, что в ближайшем будущем ваша национальная команда сможет обыгрывать североамериканские сборные?
— Надеюсь, что скоро. Но я думаю, что мы еще не готовы. До Америки и Канады нам еще расти и расти. И обязательно развивать внутренний чемпионат. Шанс догнать ведущие сборные есть, но нужно еще очень много работать. Нам бы очень помог даже один матч против североамериканцев: поскольку мы находимся в группе В, то практически не пересекаемся с ведущими сборными мира. Встреча с ними помогла бы нам спрогрессировать, пусть мы бы и проиграли с разгромным счетом.
— 8 марта у вас на родине не отмечается. Были приятно удивлены, когда переехали в Россию, что у нас в стране в этот день поздравляют всех девушек?
— У нас он как бы отмечается, но не так масштабно, как в России. У вас, когда девушка выходит на улицу, все мужчины поздравляют ее с 8 марта. В Чехии такого нет, поздравляют постольку-поскольку. Но при этом мне тяжело сравнить, потому что я не живу дома с 15 лет.
— Общаетесь ли вы со своими соотечественницами, которые также играют в ЖХЛ?
— Конечно. Всегда, когда играем друг против друга, стоим на вбрасывании и прикалываемся. А после матча встречаемся и болтаем. Я всегда очень рада их видеть.
— В сезоне-2019/20 вы играли в Агидели и проиграли трофей в финале китайской команде «Ванке Рэйз», в межсезонье перешли в «Ванке Рэйз» и проиграли трофей уже «Агидели». Как такое могло произойти?
— (Смеется). Это очень обидно, и я сразу после игры подумала: «Я что, выбираю плохие команды?». С моральной точки зрения было тяжело. На послематчевом рукопожатии мы смеялись с девчонками, они говорили, что надо было мне остаться. У нас до сих пор с ними хорошие отношения, и не важно, что я ушла в другую команду и играю сейчас против них. После игры мы всегда встречаемся, общаемся.
— В сезоне-2018/19 вы уже выиграли кубок ЖХЛ. Опишите свои эмоции в тот момент?
— Это было очень круто. С «Динамо» мы максимум занимали 2-3 место. Особенно приятно было, что мы с «Агиделью» выиграли именно в Санкт-Петербурге, где я играла на протяжении 5 сезонов. Муж и друзья пришли на матч, чтобы поддержать меня, и после игры мы с ними отметили ту победу. Было очень приятно. Только хорошие и приятные впечатления.
— Пользуются ли в клубе вашими услугами переводчика?
— Постоянно (смеется). Даже когда тренеру нужно сказать что-то судье, то я прихожу на помощь. Также если мы приезжаем в Россию, то я всегда выступаю в роли переводчика в гостинице или где-либо еще. Но только в случае, если рядом нет Нелли — она решает все командные вопросы, бронирует отели, занимается перелетами, говорит на трех языках — русском, английском и китайском. Она у нас большая молодец. Мы постоянно шутим, что после окончания карьеры у меня не будет проблем с поиском работы — могу сразу пойти работать переводчиком. Для меня это хорошая практика: когда я езжу летом домой, то забываю язык, а когда часто перевожу кому-то, то быстрее все вспоминаю.
— Вы впервые посетили Сочи?
— Нет, мы тут были со сборной 2 года назад на Турнире четырех наций.
— Как вам город?
— Нам очень нравится. Я не очень люблю жару, поэтому когда мы приезжали сюда в феврале 2019 года, то мне понравилось, было не слишком жарко. А в этот раз было +28, я не люблю такую погоду. Но потом пошел дождь, и вновь стало прохладнее. Сочи мне нравится, тут какая-то своя культура. Я даже не знаю, как объяснить. все такие милые, приятные. Я бы еще в горы съездила, но времени мало. Природа тут очень красивая.
— Можно ли сравнить Сочи с каким-нибудь городом в Чехии?
— Точно нет. У нас нет жары, пальм, моря. Он ни на что не похож.
— Как вам организация турнира Открытый кубок ЖХЛ?
— Все отлично. Когда мы приехали, нас уже ждали подарки, сумочки ЖХЛ, и многое другое. Было очень приятно. Гостиница недалеко от стадиона, игры и тренировки проходили на одном стадионе, есть тренажерный зал, место для разминки. Мне все понравилось.