«Сейчас я играю в свой лучший хоккей в жизни». Как Крис Уайдман стал звездой в России и спас карьеру в НХЛ
Защитник Крис Уайдман провел в КХЛ лишь один сезон, но запомнился своей великолепной игрой в составе нижегородского «Торпедо». Он стал лучшим бомбардиром лиги среди хоккеистов своего амплуа и стал третьим бомбардиром команды, набрав 41 (9+32) очко в 59 матчах. Классная однолетняя командировка в Россию помогла Крису перезагрузить карьеру, как когда-то произошло с Марком Джиордано: канадец после появления в московском «Динамо» стал звездой НХЛ.
Спасение из «Торпедо»
Уайдман с теплом вспоминает год, проведенный в России. Особенно ему повезло сдружиться с водителем Евгением, который возил Криса и его супругу Кэролайн по Нижнему.
«С Женей я до сих пор поддерживаю контакт, а супруга в нем вообще души не чает. Он был нам так полезен! Первые несколько раз, когда мы собирались в ресторан, то брали его с собой. Он помогал нам найти официанта, который говорит на английском», — говорит Уайдман.
Год назад его карьера в НХЛ казалась застопоренной, а из-за пандемии шансы покрутиться в фарм-клубе стремительно таяли. Если в чемпионате-2018/19 он периодически появлялся в главной лиге, сменив за сезон три клуба, то в сезоне-2019/2020 выступал только за фарм, а его карьеру в НХЛ испортил известный «Случай Убера» (сидя в такси, хоккеисты «Оттавы» критиковали тренера, что было заснято водителем на видео, а потом он отправил ролик в газету).
Он решился на переезд в КХЛ, но и здесь была одна трудность — Крис женился, а далеко не все супруги положительно смотрят на перспективу жить в России.
29 июля 2020 года они сыграли свадьбу, а две недели спустя Крис уехал в Нижний Новгород без жены, так как у нее возникли сложности с визой, связанные с коронавирусом. «Она сказала: если ты собираешься ехать туда, то сделай так, чтобы оно того стоило», — отметил защитник, который принял эти слова близко к сердцу.
Известный своим неплохим катанием и хорошим обращением с шайбой, Уайдман достаточно быстро нашел свою игру на европейских площадках КХЛ. Помимо успешного клубного сезона, в котором его «Торпедо» выбило первом раунде казанский «Ак Барс», Уайдман отправился в сборную США, в составе которой выиграл бронзовые медали на чемпионате мира в Риге.
«Это было одно из самых крутых событий в моей жизни! Я давно хотел выиграть медали за сборную. Невероятно», — восторгался Уайдман, для которого это был второй чемпионат мира в карьере. Первый случился пять лет назад, и тогда Крис тоже был очень хорош, набрав 6 очков в 10 матчах, но до медалей «звездно-полосатые» добраться не сумели.
«Я благодарен за этот сезон всем. Для начала было здорово просто провести полный сезон, потому что в условиях пандемии это было непросто, такая возможность была не у всех. Кроме того, это был отличный жизненный опыт. Пожалуй, жизненный опыт был даже важнее и круче хоккейного. Переезд в Россию оказался отличным ходом во всех отношениях», — сказал Крис.
«Борщ хорош, Нижний — тоже»
Его супруга Кэролайн смогла приехать в Россию на последние пару месяцев и была приятно удивлена тому уровню жизни, который увидела.
«Нижний был очень хорош. Много отличных ресторанов, мы с супругой ходили на свидания каждый вечер в течение двух с половиной месяцев. Были рестораны с турецкой кухней, средиземноморской, были и те, кто работал в американском стиле. Как насчет русской кухни? Я не нашел ничего такого, от чего мне хотелось бы умереть. Но я попробовал многое. Борщ хорош. Не могу сказать, что буду специально его искать в Америке, но если бы кто-то приготовил свеженького, то я бы не отказался», — отмечает Уайдман.
Что касается статуса и социальной роли хоккеистов в России, то здесь Уайдман тоже был несколько удивлен.
«КХЛ имеет огромную популярность в стране. Игроки — это почти рок-звезды. Мы куда-нибудь ходили, а люди узнавали и смотрели, как на звезд, не могли поверить. Это было круто, потому что многие не говорят на английском, и они просто улыбались нам, показав большой палец. А те, кто мог говорить, не отказывали себе в языковой практике на английском. Они приходили, подсаживались к нам, спрашивали про Нью-Йорк или Лос-Анджелес. Иногда даже трудновато было от них отделаться, потому что они могли задавать вопросы всю ночь», — отметил защитник.
Интересными он назвал и тренерские методы Дэвида Немировски, который родился и вырос в Торонто, но, как известно, имеет русские корни.
«Тренеры были очень терпеливы со мной и другими североамериканцами. К команде тренеры обращались на русском языке, а затем мы получали переводную версию от одного из помощников. Все прошло довольно гладко», — сказал Уайдман.
Возвращение в НХЛ
В июне у Криса и Кэролайн наконец-то был медовый месяц, который они провели на Бермудах. И сейчас Уайдман остается в своем родном Сент-Луисе, ожидая 28 июля — дня, когда откроется окно и клубы НХЛ смогут подписывать свободных агентов.
«Определенно, это моя цель. Если бы я не знал, что это достижимо, то вернулся бы в Россию через полторы недели. В каких командах я могу оказаться? Я не буду говорить. Но я чувствую себя достаточно уверенно, чтобы отказаться от некоторых довольно существенных предложений из России. Сейчас я чувствую, что играю в свой лучший хоккей в карьере. Это достаточно круто сказать, особенно если учесть, что мне 31 год», — сказал Уайдман.
Он стал одним из самых необычных хоккейных персонажей по обе стороны океана. В 2016 году врачи поставили ему диагноз кардиомиопатия (затруднение перекачки крови), но после длительных исследований поменяли вердикт на синдром увеличенного сердца и разрешили играть. В 2017 году на него упал Евгений Малкин — Уайдман порвал подколенное сухожилие, что потребовало 8 месяцев реабилитации. В июне 2018 года он подписал новый однолетний контракт, но четыре месяца спустя случился «инцидент в такси», после чего отношения были безнадежно испорчены и последовал обмен. Полтора года назад его выбрали на Матч звезд АХЛ, но это не впечатлило «родительский клуб» из НХЛ — «Анахайм» — и ни одного матча за «Дакс» он так и не сыграл.
«За 100-летнюю историю в НХЛ сыграли около 7 тысяч хоккеистов. Но сколько парней получили возможность попасть туда дважды? Туда и один раз трудно попасть, а вернуться еще сложнее, потому что тебя уже выталкивали с этого тротуара. Но я попробую», — заявил Уайдман.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.