ЦСКА снова теряет ударное звено — останется только Окулов. Шалунов ждет ответа «Чикаго», Мамин уезжает в НХЛ
Середина июня — время, когда основные трансферы уже совершены, а контракты подписаны. Востребованные игроки, как правило, имеют на руках предложения еще до открытия рынка свободных агентов, а топ-клубы не имеют проблем при переговорах. По крайней мере, так было раньше. Многое в КХЛ изменил потолок зарплат. Торги стали проходить со скрипом и часто заканчиваются тупиком. И чуть ли не больше всего холодный ветер перемен прочувствовал на себе ЦСКА.
Год назад действующие чемпионы разом потеряли тройку Капризов — Вей — Григоренко. Из ударного звена, на котором держалось большинство и чуть ли не весь атакующий потенциал команды, армейцы могли оставить только Вея. Однако придавивший сверху потолок зарплат вынудил расстаться с канадским центром, которого приютили в Питере. Удержать Капризова с Григоренко от исполнения мечты было нереально.
И вот история повторяется. ЦСКА в шаге от того, чтобы потерять еще одно топовое звено, которое в минувшем сезоне позволило более-менее безболезненно пережить отъезд Капризова и Ко. Контракты Максима Мамина, Константина Окулова и Максима Шалунова с ЦСКА синхронно подошли к концу. Само по себе то, что ни с одним из лидеров не удалось заранее договориться о продлении контракта, уже камень в огород Игоря Есмантовича. Шалунов и вовсе вышел на рынок, впервые в карьере получив право выбирать команду без каких-либо ограничений.
Дабы понять, какую роль звено Мамин — Шалунов — Окулов играло в ЦСКА, достаточно всего несколько цифр и фактов. Эта троица и есть трио лучших бомбардиров команды. Из 182 голов ЦСКА, заброшенных в регулярном чемпионате, они наколотили 51. Но еще больше зависимость армейцев от своего ударного сочетания можно проследить по плей-офф. Из 48 шайб, заброшенных в розыгрыше Кубка Гагарина, на счету звена Шалунова 24. То есть ровно половина! Сам Максим стал лучшим снайпером плей-офф, а Окулов разделил с Толчинским лидерство по очкам.
Так какова вероятность, что ЦСКА второй год подряд потеряет тех, кто нес для команды золотые (и в данном случае серебряные) яйца? На данный момент вероятность того, что Мамин — Шалунов — Окулов в таком сочетании сыграют еще хотя бы матч, стремится к нулю. Шалунов, несмотря на неудачный чемпионат мира, нацелен уехать в «Чикаго». В клубе, который в свое время задрафтовал челябинца и уже не первый год зовет в свою систему, в ближайшее время должны дать ответ, видят ли Шалунова в составе здесь и сейчас.
Но, даже если окажется, что Шалунову нет места в основе «Чикаго», далеко не факт, что именно ЦСКА станет для него запасным аэродромом. У обладателя чуть ли не самого крутого броска в КХЛ есть сразу несколько вариантов продолжения карьеры. Им интересовался «Автомобилист», но в Екатеринбурге уже забили платежку до отказа. Заглядывалось на Максима и «Динамо», где, кстати, еще есть свободные деньги, а главное — место рядом с Шипачевым. С Шалуновым с радостью бы принял Андрей Скабелка, который во время совместной работы в «Сибири» реанимировал форварда после возвращения из Северной Америки. Тем более что у «Локомотива» полно денег под потолком.
С партнерами Шалунова все не менее сложно. Еще месяц назад Шуми Бабаев, который представляет интересы не только Максима, но и его тезки, заявил, что Максим Мамин остается в ЦСКА. Казалось, что игроку и клубу нужно всего лишь уладить все формальности, после чего контракт будет подписан. Но по нашей информации за это время многое поменялось. Москвичи предложили одному из лучших двусторонних вингеров нашей лиги зарплату, которая его категорически не устроила. Несмотря на то, что армейцы разгрузили платежку за счет Телегина, Есмантович ведет переговоры крайне прижимисто, цепляясь за каждый рубль. ЦСКА не пошел навстречу Мамину, а тот решил предпринять вторую попытку заиграть в НХЛ.
На данный момент все идет к тому, что Мамин продолжит карьеру во «Флориде», которую он покинул по ходу сезона-2018/2019. Тогда форвард, сыграв семь матчей в НХЛ, на правах аренды поехал в ЦСКА и не только выиграл Кубок Гагарина, но и стал автором золото гола. Снова штурмовать сильнейшую лигу мира Мамин вполне мог бы вместе с Константином Окуловым. Это готовая сыгранная связка, которая вполне могла быть успешна и на уровне НХЛ. Никем не задрафтованный Окулов полностью свободен в выборе, а учитывая, что в первый год он не мог бы получать больше $925 тысяч без учета бонусов, для «Пантерс» это был бы сказочный вариант. Но…
Парадокс в том, что самый результативный игрок этой тройки, включенный КХЛ в символическую пятерку сезона, за океан не рвется. Окулова уже не первый год обхаживают клубы НХЛ. Это не только «Монреаль» и «Торонто», об интересе которых упоминалось в прессе. Подавляющее большинство команд готовы сыграть в беспроигрышную лотерею, подписав одного из самых скиллзовых форвардов Европы на минимальные деньги. Однако уже второй год подряд Константин находит причины, чтобы отложить главное решение в своей карьере на потом.
Решение остаться в ЦСКА еще на сезон, которое Окулов принял прошлой весной, еще можно было понять. В мире царила пандемия коронавируса, а вместе с ней полная неопределенность сезоном в НХЛ. Супруга Константина ждала двойню, а сам форвард хотел доказать, что может быть лидером чемпионской команды. На выезженной земле после отъезда Григоренко и Капризова нужно было просто взять свое. Что Окулов и сделал. Если в чем он и может себя винить, так это в том, что допустил пару результативных ошибок в финале, да и в целом сыграл решающие матчи против «Авангарда» ниже своего уровня.
Казалось бы, все гештальты закрыты и можно смело ехать в НХЛ, принимая новый вызов. 25 лет — идеальный возраст, чтобы отправится за океан окрепшим игроком и построить успешную карьеру за океаном. Однако на данный момент Константин склоняется к тому, чтобы остаться в ЦСКА. Основная мотивация — дети. В семье нападающего родились две дочки, которым пока нет и года. Окулов не решается ехать в другую страну, опасаясь, что в этом возрасте будет слишком много бытовых проблем, которые не решить за тысячи километров от дома. Контракт с ЦСКА — это прежде всего про стабильность.
Но есть, конечно, и денежный вопрос. Мы уже отметили, что в первый сезон в НХЛ Окулов не получит и миллиона долларов. Выбив все бонусы, можно удвоить, а то и утроить зарплату, но с вычетом эскору и налогов куш сорвать все равно не получится. При этом в ЦСКА Окулов все эти годы явно недополучил несколько десятков миллионов рублей. По истекшему контракту у лучшего бомбардира команды было 40 миллионов рублей в год. Для сравнения: чекер Телегин получал 45, провалившемуся в ЦСКА Голдобину сходу дали 50, а Кемпе, который в плей-офф нередко оставался шестым лишним легионером, зарабатывал 60.
Видимо, Окулов хочет восстановить справедливость и, выбив у ЦСКА первый по-настоящему большой контракт, уехать в НХЛ с уже солидной финансовой подушкой. Для этого он даже сменил агента. Впервые в своей карьере. Если раньше его интересы представлял Вадим Пешат, который вел сибиряка с ранних лет, то теперь свое будущее Константин доверил компании Юрия Николаева Winners — лидеру агентского рынка. Николаев вместе со своими компаньонами должен был обеспечить Окулову двукратное повышение зарплаты. И прямо сейчас стороны близки к компромиссу. На 90% лучший бомбардир ЦСКА останется в команде.
Окулов наверняка получит деньги, соответствующие его таланту. Но очередной отказ пробовать себя среди лучших — это опасная игра, на которой погорел не один одаренный хоккеист. Кто знает, быть может, отправься Никита Гусев в НХЛ на пару лет раньше, ему было бы проще адаптироваться к новой для себя лиге. Еще год-два-три, и можно оказаться в шкуре «сытого кота», которому не хочется срываться с места. Понимает ли это Константин? Сейчас его держат в России дети, но потом могут возникнуть новые обстоятельства непреодолимой силы. А однажды наступит день, когда в НХЛ уже не позовут.
ЦСКА, кажется, сохраняет самого неординарного игрока в своем составе, который в отличие от большинства «солдатов» Никитина способен сделать гол из ничего. Но с кем будет играть Окулов? И будет ли новое звено, построенное вокруг него, таким же эффективным? Ожидается, что вот-вот в родной клуб вернется Михаил Григоренко. В теории он мог бы стать таким же наконечником, каким был Шалунов. Бросок у него на месте. Но найти такого же работягу, как Мамин, который не только пашет за двоих, но и не выпадает при игре с шайбой, почти нереально. А главное, «химия» даже между первоклассными мастерами — это то, что очень трудно найти и, извините за штамп, легко потерять.