Сборная России стала похожа на проходной двор. Тренера, проигравшего финал ЮЧМ, берут на взрослый чемпионат мира
Серебро юниорского чемпионата мира. Как его оценивать? Ни один результат не может существовать в вакууме. Если рассматривать поражение в финале от Канады как цепочку из неудач, которая длится вот уже 14 лет, то ничего не поменялось. Константа. Кто-то даже скажет про стабильность, ведь и прошлый ЮЧМ завершился для нашей команды аналогично. С той лишь разницей, что на турнире в Швеции наши парни проиграли финал хозяевам.
Но нельзя проводить прямые параллели между нынешним поражением и результатами предыдущих команд, которые вылетали в четвертьфинале, проигрывали в матчах за бронзу и в целом проваливались куда громче, чем подопечные Альберта Лещева. Юниорские, как и молодежные сборные, во многом зависят от «урожая». Если нет талантов — им неоткуда взяться. Разве что рисковать и включать в состав парней на год-два младше. Но на американском льду в форме сборной России играла невероятно талантливая команда. Из песни слов не выкинешь.
Глядя на то, что творили Мичков и Мирошниченко, Юров и Свечков, Чибриков и Полтапов, кажется, что до финала эта команда добралась бы даже без тренера. Лещеву с помощниками в распоряжение досталась команда с беспрецедентным подбором исполнителей. И оценивать итоговый результат нужно именно через эту призму. Наши юниоры добрались до медалей на автопилоте, а в решающем матче турнира должны были включиться тренеры. Но этого не произошло. Канадцы выглядели более взрослой и осмысленной командой.
Еще перед началом турнира мы с коллегами негодовали: почему одну из самых талантливых сборных в истории российского хоккея везут на ЮЧМ именно эти тренеры? Нет никаких вопросов по Владимиру Филатову. Он два года назад уже возглавлял юниоров на чемпионате мира, после чего выигрывал Юношеские Олимпийские игры. Многие из тех, кто брал золото Лозанны, добрались до Техаса. Но роль Филатова в этой команде, а главное — состав штаба, не просто вызывает вопросы, а оставляет ощущение полного непонимания происходящего.
Who is Leshchyov? Бывший напарник по звену Сергея Мозякина как тренер проваливался в Высшей лиге, вылетал в первом раунде с «Красной Армией», его убирали из штаба ЦСКА. Он даже главным тренером СКА-1946 стал совсем недавно — в феврале, после того, как уволили Льва Бердичевского, а Александр Титов пошел на повышение. С Лещевым во главе питерская молодежка благополучно вылетела во втором раунде Кубка Харламова от «Локо». За какие такие заслуги ему доверили юниорскую Dream Team, нам никто не объяснил. И вряд ли объяснит.
Помощник Лещева — не менее загадочный персонаж. До минувшего сезона Евгений Ставровский не работал нигде кроме «Алмаза». Работал себе и работал, однажды добравшись с череповецкой молодежкой до полуфинала Кубка Харламова. Но топовым тренером даже по меркам МХЛ никогда не считался. Но сначала Ставровский, будучи ассистентом Андрея Разина в «Северстали», вдруг меняет Александра Андриевского в «Сочи», а следом внедряется в систему сборных России. Сложно найти в КХЛ главного тренера с более скромным резюме, и уж тем более странно видеть его в обойме ФХР.
Найти истинную причину появления Ставровского в неофициальном фарм-клубе СКА и юниорской сборной России довольно трудно. Но, когда вам ничего не объясняют, возникают конспирологические теории. Евгений — сын первого мэра Череповца Михаила Ставровского, который занимал руководящие должности в местном хоккейном клубе, в том числе был президентом «Северстали» с 2012 по 2015 год. И именно в то время из Череповца в Санкт-Петербург благополучно перебрались Максим Чудинов, Евгений Кетов и Вадим Шипачев. На последнего всерьез нацеливался ЦСКА, но Ставровский-старший договорился с руководством СКА. Теперь, видимо, его сын получает «благодарности».
Самое поразительное, что такого амбициозного человека, как Роман Ротенберг, вроде как все устраивает. Или он умело делает вид, что все хорошо. Если перед турниром глава штаба говорил прямо — «мы едем за победой», то теперь второе серебро подряд преподносится как победа и результат работы программы «Красная машина». Ну а показательнее всего то, что Лещев после проигранного финала ЮЧМ получает место в… первой сборной. Тренера, которого до серебра дотащили игроки, будет помогать Валерию Брагину на взрослом чемпионате мира. Занавес.
Глядя на то, сколько эффективных и прогрессирующих тренеров работает в КХЛ, со смехом сквозь слезы смотришь на тренерский штаб сборной России. Вместо Олега Знарка там Валерий Брагин, вместо Игоря Никитина — Альберт Лещев, а позицию, которую мог бы занимать хоть Дмитрий Квартальнов, хоть Алексей Кудашов, нагрел Александр Титов. Уверен, многие болельщики до недавнего времени не знали тренера с такой фамилией или же путали его с Германом Титова. И вот, специалист, который до этого весьма посредственно трудился в ВХЛ, по взмаху волшебной палочки вдруг стал незаменим на самом высоком уровне. Как здесь не начать искать скелеты в шкафу?
«Критикуешь — предлагай», — скажет придирчивый читатель. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы найти тренеров, более подходящих на роль того же Лещева. Только-только Кубок Харламова с молодежкой «Динамо» выиграл Ярослав Люзенков. И это отнюдь не разовая акция. Несколько лет назад он уже приводил довольно скромных «Сибирских Снайперов» к бронзе МХЛ. А разве Дмитрий Красоткин, работая с «Локо», не доказал, что знает, как добиваться успеха с молодыми игроками? В российском хоккее полно кадров, стоит только обернуться по сторонам.
Однако с недавних пор никого, кто не работает в системе СКА или родственных армейцам командах, не подпускают к сборной и на пушечный выстрел. Того же Сергея Голубовича задвинули на вторые роли в молодежке. Успешного Филатова сделали помощником Лещева. Исключением мог стать Константин Шафранов из «Авангарда» в первой сборной, но он, похоже, омский клуб вскоре покинет. Не удивимся, если главный специалист в КХЛ по постановке большинства станет помощником Брагина не только в сборной, но и в СКА.
Средним тренерам из СКА доверяют главное сокровище нашего хоккея. Вся вратарская бригада юниорской сборной обладает питерской пропиской. В первую сборную вызывают Павла Кукштеля, пока видные по кахаэловским меркам центры Ткачев, Прохоркин и Кадейкин по загадочным причинам пребывают в игнор-листе. Это не частный случай и не временное затмение, а самая настоящая система. Сборная, которая всегда была вершиной иерархии всего российского хоккея, вдруг стала напоминать проходной двор, где принимают странные решения и ничего не объясняют.
Мы к такому положению дел уже начинаем привыкать. И это самое опасное. Потому что привычка и смирение — не значит норма.