Финское звено «Салавата» — лучшее в КХЛ, но уфимцы — его заложники. В плей-офф у Лямся больше нет козырей
Когда заглядываешь в турнирную таблицу КХЛ и пытаешься выявить какие-то интересные закономерности, удивляешься: почему «Салават Юлаев» находится так высоко? Мы попытались ответить на этот вопрос и порассуждали, в чем минусы и плюсы клуба из Уфы и как же на самом деле обстоят дела с их перспективами в плей-офф.
Первое, что необходимо знать про эту команду: 61 из 152 шайб были заброшены тремя финнами из первого звена. В лиге нет ни одной команды, настолько зависимой от легионеров. Это является, пожалуй, главным козырем и главной проблемой Томи Лямся. Да, уфимцы умеют забивать примерно вот такую красоту, но стоит закрыть лидеров, как команда пропадает с радаров. И только изредка, как в недавнем матче с «Сибирью», подопечных Лямся в критические моменты спасают другие люди.
Говоря об этом блестящем звене, нужно немного прояснить роль каждого финна: 80% всей работы выполняет Теему Хартикайнен, который не устает доминировать в КХЛ на протяжении долгих лет. Двое же других финнов скорее таскают рояль. Сакари Маннинен в принципе может рассчитывать лишь на амплуа серой мыши: этот хоккеист, пожалуй, самый незаметный в этой тройке, однако органично дополняет ее. Маркус Гранлунд, разумеется, не стал никакой заменой Линусу Умарку по стилю игры, но по результативности еще вполне может повторить прошлогодний результат шведа. При этом у него частенько бывают «дешевые» фолы в атаке. Все это серьезно портит впечатление о младшем брате Микаэля Гранлунда, но как «первый после Харти» он точно сгодится.
В принципе, дисциплина вообще не конек уфимцев, но об этом несколько позже. Пока пару слов об игре в неравных составах. В этом кроется удивительное противоречие нынешнего «Салавата». Вторая команда по реализации лишнего и одновременно пятая с конца по меньшинству — так звание самой полярной команды лиги уходит в Уфу. Закрывай финнов или не закрывай, свое они, скорее всего, забьют — если не «5 на 5», то в неравных составах. Но одного этого при пороках, о которых мы сейчас расскажем, определенно не хватит для похода за Кубком Гагарина.
Ужасная дисциплина является настоящим бичом команды Лямся. Практически каждый игрок атаки хотя бы раз за серию матчей обрежется или глупо нарушит правила. Вкупе с катастрофическим процентом нейтрализации большинства это становится фактором, из-за которого «Салават» недобирает очки. Что уж говорить про Панина или Семенова, которые частенько фолят там, где ситуация этого совершенно не требует.
Стоит также отметить некую «плюшевость» команды из Уфы. «Салават Юлаев» располагается в последней десятке лиги по силовым приемам и достаточно редко идет в активный форчек, предпочитая встречать соперника на своей синей линии. Это очень тревожный сигнал перед скорым плей-офф. Команда, заточенная на активный и жесткий хоккей, может смять уфимцев и даже не заметить.
Отличительная особенность этой команды, которая, скорее всего, может идти от личности главного тренера, это неспособность быть мобилизованными с самого начала игры. Больно уж часто «Салават Юлаев» просыпается аккурат после гола в свои ворота, до этого играя на одном коньке.
В общем и целом, серьезно не углубляясь в тактические рисунки «Салавата», это выглядит как-то так: «терпите, боритесь, пока Хартикайнен и Ко не затащат матч». Примерно так же говорит и сам Лямся на пресс-конференциях. И это, конечно, следующая причина неоднозначных результатов команды. Томи не дает объективной оценки поражениям на пресс-конференциях, тактически недостаточно гибок, а наложение звеньев в его исполнении сродни падению метеорита в соседнем Челябинске. В общем, случается нечасто.
Спорным выглядит и сам состав тренерского штаба, где каждый, кажется, сам за себя и преследует личные цели. Васильев, по сути, человек спортивного директора Чижова, а Чижов, в свою очередь, человек куратора клуба Баширова. Экс-главный тренер Николай Цулыгин, по слухам, тактикой команды не занимается, да и, исходя из инсайдов наших коллег, остался в штабе только потому, что он неожиданно согласился на вежливое, но скорее формальное предложение остаться помощником.
Все эти факторы складываются в отсутствие коммуникации, что совместно с остальными пороками команды рискует вылиться во что-то очень серьезное. Например, в вылет во втором, а то и в первом раунде, чего болельщики из Уфы своей команде уже не простят.