«Чинахов — небольшая версия Могильного и Кучерова». Ларионов — о провале на МЧМ, лидерах молодежки и «физике»
Молодежная сборная России прилетела с чемпионата мира в Москву 7 января, а на следующий день состоялось совещание руководства Федерации хоккея России с тренерским штабом команды U-20. По его итогам Игорь Ларионов дал очередную пресс-конференцию, на которой рассказал о выступлении команды в Эдмонтоне, а также подтвердил, что продолжит работу на своем посту. На МЧМ-2021 сборная России заняла четвертое место, проиграв в матче за бронзовые медали Финляндии.
— Прошло совещание с руководством ФХР, а также тренерским штабом сборной, — начал Ларионов. — Обсудили многие вещи, случившиеся на чемпионате мира. К сожалению, не смогли достичь того, чего хотели. Нам указали на ошибки, которые нужно исправить, чтобы стать успешнее. Команда должна быть более сбалансированной и должна играть в хоккей, который был бы успешен.
— Почему атака сборной России входила в ступор в каких-то моментах?
— Мы забили пять американцам, четыре — шведам. Нельзя сказать, что она была в ступоре. Но были неудачные матчи, как с чехами. Нам не хватило реализации, это ключевой момент. Броски защитников, работа на пятаке. Эти детали определяют сейчас исход встреч, их нужно улучшать. Идти сейчас по головам, искать, кто конкретно виноват, нет смысла. Игра состоит из ошибок и эмоций. Мастерство у нас было. Хоккей с каждым годом становится более непредсказуемым. Американцы год назад вылетели в четвертьфинале, а в этот раз победили, обыграв прошлогоднего чемпиона — Канаду.
— Много раз уже говорили о физической подготовки команды. Обсуждали ли вы этот вопрос на совещании?
— Филипп Арзамасов (тренер по ОФП. — Sport24) перенес ту программу, которая была в прошлом году, на этот. Но в этом году все по-другому: пандемия, мы сидели пять дней на карантине. Возможно, нужны были корректировки. Вопрос о подготовке — к тренеру по ОФП. Я в принципе смотрел, как он ведет тренировки. Я полностью доверяю Филиппу, он много лет работал в «Динамо». Более того я договорился с Кенном Холландом, генеральным менеджером «Ойлерз», чтобы нам предоставили тренировочный инвентарь в Эдмонтоне, у нас в номерах были штанги. У других такого не было.
В прошлом году команда выглядела прекрасно. Поэтому в этом году мы решили повторить программу. Но мне сложно давать оценку. О том, как выглядели игроки, скорее всего, напрямую стоит спрашивать у самих игроков. Почему не случились провалы у Подколзина, Пономарева и Бардакова, а были у Сафонова и Амирова? К игрокам должен быть индивидуальный подход. Ребята всегда спрашивали, в чем можно добавить, что сделать еще.
— Могли ли бы вы выложить планы физической подготовки в открытый доступ, чтобы журналисты с ним ознакомились?
— Наверное, можем. Но вот сборные Германии и Бразилии по футболу не выкладывают такие данные, значит, не все так просто. Тут вопрос, что я сам бы хотел получить информацию от «Чикаго» или «Детройта». Я, конечно, могу, но эти данные не в открытом доступе для журналистов. Детали давать не совсем правильно. А так «дорожная карта» есть на сайте ФХР.
— Ждать ли изменения в тренерском штабе на будущий год?
— На совещании мы обсуждали вопрос тренерского штаба. Думаю, это будет решать руководство ФХР. Я поблагодарил своих ассистентов за отлично проделанную работу. Пока не могу сказать, будут ли какие-то изменения.
— Вы много говорили, что ребята получили опыт на МЧМ. Но на следующий год будет фактически новая команда. Какой опыт вы как тренер получили?
— У нас семь человек смогут поехать на следующий МЧМ, это очень много. Вратарь, два нападающих и четыре защитника смогут поехать на следующий год. Я тоже получил опыт, человек учится всегда. Понимаю, где и как можно быть лучше. В современном хоккее участвуют пять человек в обороне и в атаке. Иначе будем сидеть как чехи весь матч в обороне, чтобы выждать две контратаки. Мы должны соревноваться с ведущими странами мира и быть более успешными.
— Вы наверняка столкнулись, что тяжело ребят за короткий срок переучить, так как в клубах они могут играть в другой хоккей. У вас есть механизмы, чтобы повлиять на клубы МХЛ и КХЛ?
— Это злободневный вопрос. За короткий срок сложно заставить ребят поменять стиль. В своих командах они играют в другой хоккей, а чемпионат мира — другой уровень. Но если ребята попали в таком возрасте в КХЛ, то это не просто так. Они проделали большой путь. Тем не менее, несмотря на небольшое время в сборной, считаю, что реально привить игрокам наш стиль.
— Согласны с тем, что следующее поколение российских игроков будет сильнее и ярче нынешнего?
— Каждый год дает пищу для размышлений. Те же канадцы, которые зажигают сейчас в НХЛ, проигрывали на МЧМ в четвертьфинале. В этом году мы не получили опыт игры во время Суперсерии, где можно понять, от кого чего ожидать. В то же время мы понимаем, что американцы попали в финал за одну минуту до конца матча с финнами. Шведы тоже уступили финнам в концовке. Многие вещи трудно прогнозировать. Это эмоции и ошибки.
Мы учимся, совершенствуемся. Разбираемся, в чем нам улучшить нашу игру. Например, Егор Чинахов. Я бы сказал, что он — небольшая версия Могильного и Кучерова. Но он пока не готов играть без шайбы, эти вещи нужно улучшать. У парня есть талант, он принимает неординарные решения, может забить. Он вырастет в хорошего игрока.
— Изучали ли вы уже ребят на будущий год? Ждать ли приглашения в молодежную сборную 16-летних Мичкова и Мирошниченко?
— Изучали уже расширенные списки ребят 2002-го и 2003-го годов рождения, кого можно привлечь. Наш хоккей по-прежнему дает много талантов. Всегда приятно следить за новым поколением игроков. Но в 16 лет организм быстро меняется. Знаю Мичкова и Мирошниченко, ребята интересные. Тут вопросов нет. Я смотрю не на возраст, а на игру. Важно, чтобы они подходили под нашу концепцию. Будем привлекать этих ребят. Если они готовы держать удар со старшими соперниками, то с удовольствием их позовем. Я только рад буду. Любому таланту мы готовы помочь раскрыться и стать большой частью нашего хоккея.
— В прессе была информация о разногласиях в тренерском штабе, в частности, Сергей Голубович был ограничен в своих полномочиях. С чем были связаны трения и как их устранить?
— Я не знаю откуда такая информация. Я говорил в Эдмонтоне, что у нас у всех была свобода действий, у всех были свои полномочия. Голубович отвечал за защиту, Филатов — за нападающих и большинство, Потапов отвечал за соперника и меньшинство. Журналисты TSN даже сказали мне, что у нас много говорящих на скамейке. Это хорошо. Честно скажу, что разногласий не было. Может быть, кто-то чем-то был недоволен, но я не знаю.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.