Подколзин — главное разочарование МЧМ. Показал себя середняком, а удаления капитана оставили Россию без медалей
Когда смотришь, как молодой еще, в общем-то, парень извиняется перед тренером, партнерами и всей страной, проникаешься к нему уважением. Когда видишь, как он, еле сдерживая слезы после главного поражения в своей жизни, отвечает на острые вопросы прессы, не можешь не испытывать к нему симпатию. Когда в период бездействия тренеров он собирает партнеров вокруг себя и дает импровизированную установку, это говорит о нем как о классном капитане и прирожденном лидере. Да только хороший парень — это не профессия.
Василий Подколзин делает все, чтобы болельщики и журналисты верили в него. Причем делает не искусственно, а совершенно искренне. В свои 19 лет он уже осознанный молодой человек, настоящий профи. Но, видимо, за этим слоем человеческой симпатии мы не заметили, что очередной российский Next One на самом деле — обычный середняк. Убери у него тот самый характер, мы бы и не узнали ни о каком Подколзине. Как правило, хоккеистов, в юности съездивших на аж три МЧМ, в дальнейшем ждет долгая и успешная карьера. Но насчет перспектив Василия есть большие сомнения.
На самом деле тех, кто успел съездить сразу на три МЧМ, хватает. Если учитывать молодежную сборную СССР, то наберется 25 человек. Среди них Овечкин и Малкин, Фетисов и Могильный, Федоров и Кузнецов. А вот от звонка до звонка провести 21 игру удавалось уже гораздо более узкому кругу. Подколзин попал в компанию Павла Буре, Александра Семака, Александра Черных, Вадима Шарифьянова и Дениса Швидкий. И, несмотря на не самые звездные фамилии, за исключением Русской Ракеты, по очкам Василий обошел только последнего из этого списка.
От любого игрока, который приезжает уже на третий для себя МЧМ, ждешь лидерской игры. Особенно от капитана. Вспомните, как прогрессировал от турнира к турниру Евгений Кузнецов. Будучи на два года младше партнеров, он успел забросить две шайбы в Саскатуне. В Баффало челябинец разделил статус лучшего бомбардира чемпионской команды с Владимиром Тарасенко. А в Калгари, куда Женя поехал с капитанской нашивкой, и вовсе стал MVP турнира. Кузя дважды за два года разорвал Канаду, в том числе — у нее дома. Чем ответил Подколзин? Поражением в финале МЧМ-2020 и покорным вылетом от хозяев на нынешнем турнире.
В статистике Подколзина пугает то, что от турнира к турниру у него не было никакого прогресса. 4 очка в Баффало, 5 очков в Остраве, 4 очка в Эдмонтоне. При этом статус Василия менялся. Он поднимался вверх по звеньям, становился опытнее, получал соответствующие нашивки. Тогда как выхлопа от этого мы так и не увидели. Конечно, не для всех третьи чемпионаты мира складываются как по маслу. Никита Филатов в качестве капитана сыграл куда менее удачно, чем когда был масочником. Но тому сопутствовал конфликт с Владимиром Плющевым. Подколзин, насколько мы знаем, остался в хороших отношениях с Профессором и даже взял вину за поражение на себя.
Переходил ли Подколзин грань, общаясь с партнерами как тренер с подопечными? Его импровизированные собрания прямо на лавке во время матча и правда выглядели необычно. Но связаны были скорее не с тем, что Василий брал на себя слишком много, а с тихушничеством главного тренера, который попутно не давал развернуться своему помощнику Сергею Голубовичу. Вот и приходилось действовать капитану. Да только чтобы тебя слушали, недостаточно только факта присутствия на двух МЧМ.
Здесь и сейчас Подколзин — игрок с отрицательным показателем полезности, огромным количеством потерь (122 — второй среди нападающих после Амирова) и скромным набором очков. А лидер, чтобы его слушали, должен убеждать не только словом, но и делом. Не забудем и о роковых удалениях в полуфинале и матче за третье место. Канадцы наказали его, реализовав большинство, а четыре минуты штрафа в концовке матча с финнами поставили крест на шансах зацепить хотя бы бронзу.
Чаще Подколзина из игроков сборной России в борьбу шел только его партнер по звену Марат Хуснутдинов. Причем 53% единоборств Василий все-таки выиграл, что говорит о его сильных сторонах. Но такая характеристика идеально бы подошла форварду четвертого или — в лучшем случае — третьего звена. Нас же еще недавно уверяли, что Подколзин — это чуть ли не русский Макдэвид. Причем на это сравнение решился сам Роман Ротенберг. Кажется, неаккуратно брошенную фразу будут припоминать еще долго. Причем не главе штаба сборной России, а тому, на кого он возложил непосильную ношу ожиданий. Как бы не повторилась история футболиста «Спартака» Дениса Давыдова, которого Леонид Федун однажды сравнил с… Леонелем Месси.
Этот чемпионат мира в очередной раз убедил во мнении, что в «Ванкувере» ошиблись, выбрав россиянина под десятым номером драфта. На юниорском уровне у Подколзина была репутация клатчера, который умеет решать судьбы матчей. Но свои героические шайбы он, как правило, штамповал в сольных проходах. Прошло несколько лет, а арсенал Василия особо не изменился. Только уровень сопротивления стал выше. Он все так же пытается тараном протащить шайбу на себе, особо не оглядываясь по сторонам. Но, чтобы быть в этом эффективным хотя бы на уровне Ничушкина, нужно обладать габаритами Ничушкина. Их у капитана молодежки нет, как нет исключительного игрового мышления или поставленного броска.
Фанаты «Ванкувера» негодуют, почему их проспекта зажимают в СКА. Канадцы готовы выходить на пикеты, чтобы россиянина как можно скорее высвободили из «газпромовского» плена. Скорее всего, это произойдет уже после этого сезона. Но помимо неких не хоккейных причин, по которым Василию не особо доверяют в Питере, есть и одна вполне объективная: просто в клубе уже разобрались, какого калибра хоккеист Подколзин, а в сборной все еще видели в нем капитана, который может дать команде нечто большее, чем голы и передачи. Увы, даже на этом уровне голого желания для медалей оказалось недостаточно. В НХЛ проще точно не будет.